Прошлые выходные получились очень странные. Надо было отлежаться после марша-броска на юг и похорон, но у меня уже был билет в музей Пикассо, давно назначенные в Париже встречи с друзьями и обещание сходить на концерт. В музей Пикассо я собиралась сходить еще пять лет назад, когда приезжала в Париж на интервью. Он тогда только-только закрылся на ремонт, и все эти годы так и простоял. Открылся месяц назад, билеты в интернете раскупаются сильно заранее. Ну и как было не поехать?
Музей оказался полон народу, шумно, тесно, только в чердачном отделе хорошо. Да и вообще, когда я вижу картины, то начинаю думать про моих Мако, несделанную выставку и недописанные статьи в википедии. Мишель Мако, сын Сержа, много Пикассо фотографировал, у Софи дома залежи его неопубликованных снимков - в шортах на пляже, с детьми, дома... После Пикассо у меня была встреча с друзьями в музее Искусств и Ремесел. Осмотрели первые вычислительные машины, микроскопы и ЭВМ, самолеты, маятник Фуко... Друзья мои очень культурные - один русский ученый, как и я, другой француз высшего бюрократического разлива, только что сдал сложнейшие экзамены в Эколь Нормаль Администрации в Страсбурге. Расставаться не хотелось, мы пошли ужинать, а потом они решили пойти со мной на концерт. Поэкспериментировать.
Концерт был сольный, певицы Тины из Tinavie в маленьком цветастом барчике в район Сан-Мор. Штук восемь столиков, деревянные советские стулья, вокруг куча детей, яркие краски, пиво за пару евро. Когда мы зашли, наш друг из элитного мира администрации широко распахнул глаза и прошептал - Я в таких местах никогда не был, наверно, это в такие места ходят левые? Сидел, с интересом смотрел на окружающих. Потом пришла моя русская знакомая, принесла мне важную бумажку.
- Ну что, есть ли новости из суда?
- Да, мне отказали в пересмотре, решение о моей высылке принято. Но я не уеду, уже полгода живу без документов, обойдусь как-нибудь...
Тема развивается, глаза нашего друга из мира администрации открываются все шире. Он тихо мне шепчет "А у меня друг только что прошел конкурс в магистрат, он как раз будет высылать иностранцев... я совсем не думал, как это с другой стороны". Потом пришла подруга знакомой, русская красавица с тонкими чертами лица. Потом - наш новый саксофонист с другом, франкоговорящим саксофонистом мультиинструменталистом мушкетерского вида в лихо заломленной шляпе. Шляпа сразу начала общаться с красавицей, наш саксофонист с высылаемой знакомой, мои учено-административные друзья как-то во все это влились, а я пыталась слушать концерт - я же села так, чтобы меня было видно.
После концерта наша странная компания двинула дальше. Прошел слух, что наш барабанщик сегодня играет на кахоне с саксофоном баритоном (странный дуэт!) в баре возде Восточного вокзала, и мы туда поехали. Он и правда играл!, сидел на кахоне, ритмично стучал, саксофон подыгрывал, а пятеро танцоров в кругу выбивали чечетку. Бар был пустой, мы пришли в самом конце, так что барабанщика даже немного cмутили - совсем не на всех концертах уместна толпа горячо поддерживающих друзей. Мы сели за первый столик, заказали свежего пива, хлопали кахону и чечеточникам, подпевали, но очень быстро все кончилось. Была полночь, мы зашли в метро, стали прощаться, и тут я... запнулась и сломала два передних зуба. Ничего эдакого не делала, просто нижние зубы сильно ударили о верхние. Этого оказалось достаточно. Ночь сразу стала сюрной, один из друзей поехал со мной на место ночевки, чтобы еще чего не случилось, моя подруга, хозяйка квартиры, еще не вернулась - танцевала танго!, я звонила в бразильскую страховку... колл-центр Vital Card переместился из Сан-Паулу в Маями, и теперь там отвечают с жутким испанским акцентом. Мой друг зевал под португальский и уверял, что случившееся придает мне какой-то новый шарм. Вернулась подруга, как, что произошло, вот, такой у нас новый оскал, бразильцы спасут, давайте говорить по душам и пить красное вино, сидя на диване. Давайте, закашлялась, забрызгала белый диван вином, тут звонят бразильцы - скажите нам ваш парижский адрес, мы вам сейчас пришлем врача. Да не надо врача!, назначьте зубного на понедельник... только врача в нашей компании и не хватало.
Со стороны кажется, как будто это был день золотой молодежи, который плохо кончился, но это не так... Все было очень культурно, два музея, концерт, я выпила бокал вина и стакан пива. Откуда тут появились сломанные зубы, ночующие на матрасике друзья и забрызганные вином диван и шторы - не очень понятно. Я просто устала, а когда устаешь, между весельем благородных донов и полным разносом грань бывает тонкая. После тяжелых поездок и переживаний надо побыть одному и отоспаться - записываю.
В понедельник из бразильского колл-центра в Маями начали звонить с утра. Алло, наши посредники во Франции работают над вашим случаем. Да знаю я, в прошлом декабре тоже зуб разболелся, тогда зубного, принимающего мою страховку, в Руане не нашли, пришлось платить, высылать чеки в Сан-Паулу и ждать компенсации на бразильский счет. Но в этот раз звонок от посредника пошел совсем по-другому.
- Здравствуйте, вы говорите по-русски?
Отлично! Звоню в бразильский колл-центр в Маями, а мне перезванивают из Франции на родном русском языке. Объясняю ситуацию, что в прошлом году принимающего мою страховку зубного в Руане не нашли и я уже забила рандеву на вечер понедельника у своего обычного.
- Как его фамилия?
- Мадам Аронофф...
- Тоже русская?
- Да нет, наверно, просто происхождение, она не говорит по-русски...
Перезванивают через полчаса.
- Мне удалось договориться с вашим зубным чтобы он нашу оплату принял напрямую, просто скажем в колл-центре, как будто это мы вам его нашли!
- Как вам это удалось?!
- Да я за Родину, за Сталина на все готова! Мы же русские!
Вот вам смешно, а я выражение "за Родину, за Сталина" в живой разговорной речи слышала в первый раз. Потом той же посреднице удалось мне еще и обычного терапевта назначить в тот же день - хотя все это за два дня до Рождества, а терапевты сейчас еще и бастуют всю неделю. Везде я приходила и меня уже ждал бразильский факс с гарантией оплаты. Зубы заделали, ущерб незаметен, хотя теперь рекомендуют не кусать, холодное и горячее не употреблять.
На неделе бразильская страховка мне перезванивала каждое утро, чтобы проверить, не болит ли чего. И русские посредники по Франции тоже звонили, уже другие - сколько их у них? Так рождественские дни и прошли. От поездок в Париж пока отказалась (а отличное было предложение, провести 24е в кабаре на Елисейских полях как личная приглашенная певицы, ужин и премьера нового шоу). Хожу на работу в пустое здание, доделываю эксперименты с клетками. Отсыпаюсь. Думаю про Кати и про моих Мако. На Новый год снова поеду на юг к Софи и Стефану - надо провести несколько дней вместе, мы все это чувствуем.