Мою посуду, в раковине - блестящая мишура и цветочные лепестки. Чуть-чуть праздничного ритуала, ровно столько, чтобы торт был, а необходимости весь вечер улыбаться на шумной вечеринке не было. Некоторые люди любят на свой день рождения подводить итоги... я этого никогда не делала. А тут размахнулась - и подвела итоги за сто лет сразу! Вернее, за сто пятьдесят.
Когда мы с Зажигалкой поехали в Будапешт (причина: рейс RyanAir за 35 евро туда-обратно), я вспомнила об этом в первый же вечер. Папа на мэйл "Ой, забыла сказать, я в Будапеште, как там звали нашего прапрапрадеда венгра?" среагировал обстоятельно. Напомнил, что звали его Иосиф Александр Эдуард Вильгельм Maкo, что сын его Александр Мако был известным томским художником, и что внук его Сергей также стал известным художником уже на европейских просторах. А именно - в 1917 году эмигрировал в Париж. Смысл этой фразы доходил до меня почти месяц. И за два дня до своего дня рождения я вдруг поняла... сто лет назад мой кровный родственник из Томска уехал в Париж!!
О покинувшем Сибирь родственнике в семье почти ничего не знали, и я попробовала задать вопрос интернету. Сергей Мако, Serguei Mako, Serge Mako. Cначала нашлись куча картин на разных аукционах - с трогательными датами жизни "Gouv. De Tomsk 1885 - 1953 Nice" (например
тут). Потом нашлась краткая биография на недавно созданном сайте об искусстве и архитектуре русского зарубежья
http://www.artrz.ru/. Там была ссылка на статью: Овчинникова Л. И. Сергей Мако (Опыт реконструкции творческой биографии) // Труды Томского краеведческого музея: Сб. статей / Под ред. В. П. Зиновьева, А. Г. Тучкова. Т. 15. Томск, 2008.
Тогда я поняла, что это и есть подарок. Написала маме - мама, знаешь, что мне подарить? Добудь мне, пожалуйста, трудов Томского Краеведческого Музея. И стала ждать оставшийся до день рождения день. И думала - а что, ведь у этого Сергея Мако могли быть дети? Может быть, тут во Франции ходят мои многоюродные братья и сестры? Но биография об этом умалчивала - на сайте говорилось только, что женат Сергей был на Марии Мако, урожденной Мовчан, выпускнице бестужевских курсов.
День рождения начался с маминого письма, что ей некогда. И что она поручает это своей лучшей подруге. И тут же - письмо подруги, драгоценной тети Ани моего детства, со статьей о Сергее Мако в приложении и контактами ее автора. Оказалось, что Л.И. Овчинникова была ее однокурсницей. Написала диссертацию по сибирским художникам начала ХХ века, работает в Томском Областном Художественном Музее и до сих пор интересуется этой темой. Статью тем ранним утром я читала так, что чуть не опоздала на работу в свой Руан... выбегаешь на вокзал Сан-Лазар и думаешь - а ведь мой Мако, Томск-Париж сто лет назад, наверняка тут ходил?
На очередной попытке поиска я попала на французский генеалогический сайт
http://www.geneanet.org/. Посмотрела на список пользователей, интересующихся фамилией Мако в первой половине ХХ века в Ницце. Написала двоим... и через полчаса получила ответ от обоих. Спросили, был ли "мой" Мако женат на Матроне Мовчан, и приложили их генеалогические древа. Еще до того, как я осознала, что Мария запросто может быть производным Матроны, в глаза бросилось "Александр ????" на месте отца Сергея. Это был тот, наш, томский художник Александр Мако, о котором я так много теперь знаю!
Из генеалогического древа следовало, что у Сергея Мако был сын Мишель. У Мишеля - трое детей. У них, в свою очередь, тоже дети - моего возраста. Мои пятиюродные братья Себастьян, Станислас, Николас, и сестра Дельфин. Станисласа я после этого просто нашла в фейсбуке, он живет в Париже. - Привет, - сказал Станислас, да, моего русского прадедушку звали Серж Мако!
Мгновенно разгадалась загадка, почему двое из троих детей Мишеля родились в Конго (это было указано на древе). Мишель пошел по стопам отца, стал артистом. Фотографом. Влюбился в Африку, и надолго уехал туда фотографировать... Его фотки - погуглить Michel Mako, Congo - лего можно найти в книгах о французской экваториальной Африке и в продаже на сайтах вроде ebay, 250 евро штука. Беспокойная у нас семья. С богатым творческим потенциалом.
Изучение парижской биографии Сергея Мако - мой конек последних дней. Искать адреса галерей, где он выставлялся в 30х годах. Попытаться обнаружить, куда могли быть переданы его картины из музея Jeu de Paume. Где находился русский театр, для которого он делал декорации к "Лесу" Островского. Жива ли еще академия R. Julien, в которой он учился...
Ниточка Томск-Париж, которую я притащила сюда с собой, вдруг превратилась в толстый канат. Нам кажется, что мы все сами, что все в первый раз, что только с тобой могло случиться такое, и русские мероприятия во Франции, и столько концертов томичей, что я устроила в Париже... ан нет. В стадии Л.И. Овчинниковой о Сергее Мако говорится: "унаследовав деловитость и способность к неординарным решениям, он органично вписался в поток художественной жизни Европы". И мои друзья над этим уже подшучивают.
Что ж, остается только приложить здесь оригиналы вкратце пересказаных мною материалов...
Статья о Сергее Мако на сайте об искусстве в русском зарубежье
http://www.artrz.ru/1804785108.html МАКО Сергей Александрович
Mako S.
9 апреля 1885 (Томская губ.) - 4 июня 1953 (Ницца). Живописец, график и педагог.
Сын сибирского живописца Александра Эдуардовича (Иосифовича) Мако (1851-1925), внук художника Иосифа Иосифовича Мако (Макко), австрийца, принявшего русское подданство. Окончил художественную школу в Пензе, учился в Петербурге у Г. К. Савицкого.
В 1904 приехал в Париж и продолжил образование в академии Р. Жульена. В 1908 переехал в Ниццу, где открыл свою художественную школу (1910-1922). В 1911-1914 участвовал в выставках авангардистской группы «Кольцо» в Харькове.
В 1919-1920 работал в Чрезвычайной дипломатической миссии Украинской Народной Республики (УНР) в Риме, после чего вернулся в Ниццу, где нашел поддержку художественного редактора газеты «L’éclaireur de Nice» Ж. Авриля. В 1921 участвовал в Выставке русского искусства в галерее Whitechapel в Лондоне.
С 1923 подолгу жил в Праге; основал там Украинскую студию пластических искусств, в которой получили образование художники Р. В. Лукин, А. К. Орлов, Н. М. Родионов, В. Хмелюк и др. Был одним из основателей интернационального художественного кружка «Скифы». Провел персональные выставки в Праге (1933, Французский институт), в Париже - в галереях Bonaparte (1937) и Charpentier (совм. с Г. А. Мусатовым; 1938; две работы приобрел Музей Же де Пом), в Ницце (1934 и 1935). Участвовал в Русской выставке в галерее La Renaissance (1932), выставлялся в Осеннем салоне и салоне Тюильри (1936). В 1937 был председателем Пражского художественного общества. В 1938 оформил для Русского театра в Париже пьесу «Лес» А. Н. Островского.
Подарил Русскому культурно-историческому музею в Праге портреты К. К. Брешко-Брешковской, А. Ф. Керенского и Г. А. Мусатова, рисунки к рассказам М. М. Зощенко и И. Э. Бабеля (его работы стали первыми в собрании музея). Коллекцию рисунков приобрела галерея Карасека.
В 1948 персональная выставка состоялась в Ницце. Был женат на сестре милосердия и педагоге Марии Мако (урожд. Мовчан, 1882 - после 1971).
Статья о Сергее Мако Л.И. Овчинниковой
Томск, Томский областной художественный музей
Художник Сергей Мако: к истории династии
Среди немногочисленной художественной интеллигенции Сибири второй половины ХIХ - начала ХХ в. представители семейства Мако1 достаточно известны. Первым среди них был Иосиф-Эдуард Иосифович Мако, выходец из Австрии, принявший российское подданство. Будучи натурой творческой и незаурядной, он избрал профессию художника и был успешен. Во время учебы в Императорской академии художеств получил Малую (или второго достоинства) серебряную медаль, по окончании в 1846 году за акварельный портрет был удостоен звания неклассного художника, а в 1852 году стал <<назначенным>> за картину <<Сидящий старик>>2. Несмотря на официальное признание, он, обладая практическим умом, отправился в Сибирь и занялся другим видом деятельности. Точно дата его появления в Томске неизвестна, и скорее всего это связано с разработкой месторождений золота, т.к. он был управляющим Мариинскими приисками у И.Д. Асташева3. Сохранились также сведения о том, что он занимался фотографией.
Одаренность и деловитость Иосифа-Эдуарда Мако передавалась по наследству. Сын Александр, избравший путь художника, в большей мере реализовал творческий потенциал. Он родился 14 июля 1851 году в Барнауле, окончил Томскую гимназию, художественную подготовку получил, видимо, у отца, а затем уехал к деду в Мюнхен, где 1869-1874 году занимался в Академии художеств. Не изменяя семейной традиции, за званием неклассного художника в 1974 году обратился в Императорскую академию художеств, представив на выставке три картины и два рисунка. Получив звание за картину <<Лошадь при яслях>>, он возвратился в Томск и включился в художественную жизнь. Совместно с П.М. Кошаровым, первым профессиональным художником Сибири, Александр Мако стоял у истоков выставочной жизни города, плодотворно работал на педагогическом поприще. Его творчество связано с Алтаем, где были написаны десятки этюдов, а также с Киевом и другими городами. Творческое наследие А. Мако хранится в Омском музее изобразительных искусств, в Томском и Харьковском художественных музеев, но самое значительное количество работ - около 30 - в Томском краеведческом музее.
По стопам деда и отца пошел старший сын Александра Эдуардовича - Сергей. Именно он из членов династии добился наибольшего признания, но за пределами отечества, поэтому фамилия Мако осталась не только в истории русского искусства. С Россией творчество С.А. Мако связано только на раннем этапе. На родине его имя до последнего времени пребывало в забвении, как и других деятелей искусства, оказавшихся после 1917 года за границей. Завеса была приподнята в 1992 году на страницах справочника <<Золотой век художественных объединений в России и СССР>>, где впервые встречается его имя4. Основные биографические сведения появились в 2000 году в биографическом словаре <<Художники русского зарубежья>>5, а затем и в других изданиях.
В данной статье предпринята попытка систематизировать и уточнить материалы творческой биографии художника, обозначить масштаб творческой личности и расширить представление о династии художниковМако, а также ввести в научный оборот единичные работы, оставшиеся в России. Вместе с тем данная публикация дополняет круг выходцев из Сибири, принимавших участие в художественной жизни Европы.
Точно известна дата рождения Сергея Александровича Мако - 9 апреля 1885 года. Местом его рождения в одних изданиях назывался Петербург6, в других - Россия7, и только в последних публикациях правильно указывается Томская губерния8. Детство и отрочество будущего художника прошли в Томске. Летние месяцы он часто проводил на Алтае, где у семьи в селе Черга была заимка, вместе с отцом писал этюды. У него он получил хорошую художественную подготовку, благодаря чему поступил в художественное училище в Пензе, затем учился у Г.К. Савицкого в Петербурге. Влияние учителей предопределило его тяготение к реалистическому воспроизведению действительности, хотя в молодые годы художник на короткое время соприкоснулся с характерными для эпохи авангардистскими исканиями. Пребывание в Харькове было отмечено участием в выставках группы <<Кольцо>> (1911-1915)9, которая возникла по инициативе выпускника Петербургской академии художеств, участника авангардистских выставок В.Е. Агафонова. Экспонентами выставки этой группы в 1912 г. были бубнововалетцы Д. Бурлюк, П. Кончаловский, А. Куприн, А. Лентулов, И. Машков, В. Рождественский, Р. Фальк.
После октябрьских событий 1917 года Сергей Мако, как и многие представители творческих профессий, эмигрировал. Сначала он жил в Финляндии. Об этом периоде его жизни сведений почти не сохранилось. Видимо, он начал заниматься коммерцией, что продолжалось в последующие годы, о чем можно судить по одному предложению в письме И. Грабаря на родину в 1929 году: <<Мако в Финляндии, торгует музыкальными инструментами и картинами>>10.
C 1923 года художник подолгу жил в Праге, являвшейся одним из крупных центров русской эмиграции. В 1920 - 1930-е годы в Чехословакии колония русских составляла от 10 до 40 тысяч человек. Сергей Мако активно участвовал в консолидации творческих сил <<пражан-славян>>. Он был одним из основателей Украинской студии пластических искусств, высшего четырехлетнего учебного заведения, и преподавал в нем. В начале 1930-х годов он организовал художественное объединение <<Скифы>>, в которое вошли русские, украинские, чешские художники. В 1931 и 1932 году в Праге оно провело две выставки, на которых С. Мако выставил несколько портретов и работы из монгольского цикла (<<Шаман>>, <<Горные озера>>, <<Баран>> и др.). Кроме того Сергей Мако принял участие в формировании картинной галереи Русского культурно-исторического музея, которая была создана в конце 1933 года на пожертвования художников, писателей, ученых. В ее фондах хранилось 398 произведений 100 художников, что давало представление об основных направлениях творчества русских художников-профессионалов, живших не только в Праге, но и в Париже, Риге, Таллине, Риме, Милане, Берлине. В коллекции хранились работы И. Репина, К. Коровина, Н. Рериха, Н. Богданова-Бельского, П. Нилуса, С. Виноградова и др. Сергей Мако первым поддержал инициативу создания
галереи и подарил свои картины: портреты К.К. Брешко-Брешковской, А.К. Керенского (оба выполнены в 1923), Г.А. Мусатова (1930) и пейзаж <<Море у Ниццы>>, а также графические работы: три рисунка тушью к рассказам М. Зощенко и И. Бабеля11. Впоследствии его произведения пополнили крупнейшую частную галерею Иржи Карасека, писателя, поэта и драматурга. В 1933 году в Праге во Французском институте состоялась персональная выставка художника12.
Постепенно творческая деятельность Сергея Мако все больше сосредоточивалась в Париже, где он нашел поддержку художественного редактора газеты <> Ж. Авриля, затем в Ницце. В 1937 году во французской столице в галерее Bonaparte открылась его персональная выставка, через год в галерее Charpentier (совместно с Г. Мусатовым) - вторая. И хотя в отзыве на последнюю рецензент газеты Боз-Арт в духе времени критически оценил приверженность автора реалистическим традициям, тяготение к литературности, он отдал должное живописному дару художника, отметив, что он <<умеет заставить играть серебристый цвет на пейзаже или портрете>>13. Работы с выставки были приобретены музеем Же де Пом. Позднее произведения художника вошли в
собрания музеев Парижа и Ниццы.
Из событий парижского периода жизни художника необходимо отметить оформление пьесы <<Лес>> А.Н. Островского в Русском театре и открытие собственной художественной школы.
Во время жизни за границей С. Мако участвовал в групповых выставках: в Первой выставке русского искусства (1921) в галерее Whitechapel в Лондоне, в галерее Renaissance (1932), в Осеннем салоне и салоне Тюильри (1936) в Париже, а также в галереях в Ницце. Последние двадцать лет С.А. Мако жил преимущественно в Ницце, где в 1953 году и завершился его жизненный путь.
Еще более скупые сведения сохранились о творческом наследии художника, рассеянном по музеям и частным коллекциям Финляндии, Чехии, Франции. Работы, подаренные Русскому культурно-историческому центру в Праге,
разделили участь всей коллекции. Пройдя через нацистскую оккупацию, закрытие и расформирование музея в 1944 году, а затем перемещение в СССР, они оказались в различных музеях и архивах, и в настоящее время их местонахождение не установлено.
Из творческого наследия известность получил <<Портрет художника Г. Мусатова>>14, созданный в зрелый период творчества и воспроизведенный в ряде изданий15. Автора и модель скорее всего связывали дружеские отношения, что подтверждает проведение совместной выставки в 1938 году. Они были почти ровесниками. В их биографиях было много общего: художественное образование Г. Мусатов также получил в Пензенском училище, имел представление о Сибири, так как воевал в армии Колчака, и почти одновременно с Сергеем, проделав долгий путь (из Владивостока
через Китай, Сингапур и Цейлон), оказался Чехословакии, где узнал все тяготы эмигрантской жизни. Впоследствии художник получил признание и стал классиком чешского искусства.
На портрете Григорий Мусатов изображен крупным планом, погрудно. Он сидит в непринужденной позе, подперев голову правой рукой. Выразительные черты открытого лица написаны обобщенно, основные объемы акцентированы контрастным светом, подчеркивающим внутреннюю напряженность и сильную энергетику. Уверенное художественное решение делает образ убедительным и понятным.
В последнее время выявлены три работы Сергея Мако в коллекциях краеведческого и художественного музея Томска. Они происходят из коллекции Мако -Тюменцевых, переданной в краеведческий музей в 1956 году после смерти Е.Г. Мако-Тюменцевой, последней хранительницы семейного фонда. Так как имя художника Сергея Мако в истории отечественного искусства долгие годы не значилось, все они ранее считались работами Мако-отца, хотя имели подпись: С. Мако. У членов семьи авторство работ скорее всего сомнения не вызывало, но это умалчивалось. В конце 1920 - начале 1930-х годов лояльное отношение советской власти к художникам, работавшим за границей, изменилось, зарубежные связи вызывали подозрительность и роковым образом отражались на судьбах людей. По сфальсифицированному делу <<Союза спасения России>> был расстрелян младший брат Александр (1887 - 1937), и упоминание о родственнике за границей стало тем более опасным.
Сохраненные семьей работы Сергея Мако относятся к ученическому периоду. Два полотна с 1982 года хранятся в Томском художественном музее (были переданы из краеведческого музея). <<Охотничий натюрморт>>16 свидетельствует о внимательном изучении натуры. Он отличается плотностью живописного слоя, манера исполнения близка работам живописцев старшего поколения. Вторая картина <<Паром>>17 относится к следующему периоду и демонстрирует стремительную эволюцию, а также успешные поиски молодого художника на стыке пейзажа и жанровой композиции. Результатом работы на пленэре стало высветление палитры и чистота цвета. Картина наполнилась светом и воздухом, приобрела легкость. Мазок стал более свободным и широким.
В фонде краеведческого музея недавно нами выявлено еще одно произведений С.А. Мако, которое также считалось работой Мако-отца. Это <<Портрет неизвестного>>18. На портрете, представляющем собой штудию, дано поясное изображение мужчины средних лет. На лице славянского типа выделяются густые длинные усы, напоминающие казацкие, и короткая густая борода. Портрет отличается динамичностью и выполнен вполне профессионально, хотя его ученический характер выдают незначительные погрешности в рисунке руки.
Работы Сергея Мако из томских музеях являются единственными из выявленных в отечественных коллекциях. Они дают представление о хорошей школе, полученной в России, а также позволяют обозначить творческую эволюцию. В связи с постоянными переездами автора скорее всего только они, сохранившиеся в семейном фонде, остались из числа ранних работ.
Творческий путь живописца был непростым, как и у большинства соотечественников, оказавшихся за границей, но, унаследовав деловитость и способность к неординарным решениям, он органично вписался в поток художественной жизни Европы. О значительности творческого наследия художника, достойного продолжателя семейной династии, свидетельствуют работы, продолжающие регулярно выставляться на аукционах. В последние годы имя Мако-сына возвращается в историю отечественного искусства, единичные произведения, оставшиеся в России, обретают авторство.
Одна из картин Сергея Мако (фотка утащена из частной коллекции):
И подпись крупным планом на ней же: