Девушки приходят к танцам живота самыми разными путями. Мой путь начался с того, что моя лучшая подруга времен аспирантуры, по имени Валеска, собралась замуж. По бразильским традициям больших городов, жених с друзьями в ночь перед свадьбой отправляются на стриптиз. А невеста - в так называемый Женский Клуб. Куда мужчин не пускают. И куда полагается идти в сопровождении лучших подруг. Что ж, чего не сделаешь ради дорогого человека! Бруно некоторое время терзался сомнениями этической природы, наверно, опасаясь, что нас там развратят окончательно и бесповоротно. Но выбрать что-нибудь из маминых юбок и попробовать пройти вслед за нами не решился.
Раз уж я на это согласилась, то решила относиться ко всему философски. Как минимум, такой опыт расширил бы мои представления о бразильской жизни и обычаях вне стен университета. И вскоре пришел день, когда мы с Валеской, в компании прочих аспиранток и моей студентки-дипломницы Кати, отправились справлять наш девичник. Женский Клуб оказался гигантским баром, шумным, разноцветным, полным девиц самых разных возрастов и внешностей. На сцене стоял элегантный конферансье в галстуке-бабочке (и всем прочем необходимом комплекте одежды). Он задорно зазывал: "Это для вас, женщины!!! Пока ваши мужья на работе! Пока ваши мужья путешествуют! Мы стараемся для ВАС!!! Мы реализуем ваши фантазии! И следующий номер - индеец из дикого племени!!!" Судя по поведению большей части аудитории, фантазии с индейцами мучительно и бесплодно преследовали несчастных в течение долгих лет. Этот восторженный женский визг потом долго звенел у меня в ушах.
В толпе выделялись девушки с фатами на головах - невестам посвящали специальные танцы: "А теперь на сцену - невесту!!" И ребята втроем вытаскивали наверх счастливую обладательницу фаты из толпы. Впочем, у лестницы на сцену можно было встать в специальную очередь - и тогда тебя обязательно выведут наверх и потанцуют безо всякой фаты. Огромные мускулистые стриптизеры уделяли внимание каждой желающей - улыбались, смотрели в глаза, кружили во все стороны, картинно падали на колени и лихо сбрасывали с себя рубашки и прочие элементы костюма. Нужно было видеть счастливые лица женщин, спускающихся потом со сцены! Вдруг я поняла - дело совсем не в сомнительном удовольствии лицезреть незнакомого полуголого мужчину, вихляющего бедрами... А в том, что в эти две минуты, пока женщина стояла на сцене, она чувствовала себя принцессой. Объектом внимания и желания. Впрочем... разные существуют способы почувствовать себя принцессой, возможно, скажете вы. И я соглашусь.
Вы можете немного представить себе все это, поглядев на счастливые лица танцоров (фото с сайта клуба):
А где же про танцы живота? Что ж... Как самая справедливая супруга в мире, после пережитого я решила сводить Бруно на какое-нибудь мероприятие, приятное мужскому глазу. И пригласила его на ужин в египетскую чайную, о которой была давно наслышана. До этого я профессионального танца живота никогда не видела, и была вооружена всеми возможными подозрениями и предубеждениями. Которые рассеялись как дым, когда заиграла флейта, и в зал влетела Она. Удивительно нежная, женственная, сказочная, закутанная в шелковый платок. Как она смеялась, запрокинув голову, когда кружилась под звуки таблы! Я тогда еще этого не знала, но это была Данни Негри. Вот она:
Бруно, естественно, ужасно захотел с ней сфотографироваться, и я отправилась после шоу знакомиться с танцовщицей. Роковая женщина сразу превратилась в одну большую улыбку, и, когда она взяла меня за руку, мое сердце окончательно растаяло. Я никогда не видела таких смеющихся, добрых глаз. Я потом написала ей на бразильском аналоге "Одноклассников", и мы стали ходить на шоу по тем дням, когда она танцевала. Потом ее имя исчезло с сайта чайной, и на мой грустный вопрос Данни ответила, что сказала хозяину все, что думала по некоторым вопросам, и он убрал ее из шоу. Некоторое время она писала мне почти каждый день, и я поддерживала ее, как умела. Вот снова Данни:
Потом звуки флейты, аккордеона и ритмы таблы стали мне сниться почти каждую ночь. И я отправилась сдаваться в чайную. Танцовщицы здесь участвуют в шоу по вечерам, а днем дают уроки. У меня уже было много учительниц - Айша, Лейла, Жаде, Мунира, Амар... Уроки Данни хронически совпадают с репетициями хора, но иногда я сбегаю с репетиций, и тайком выбираюсь на танцы в ее день. И дело не в танцах живота самих по себе. Не так важно, насколько технично ты исполняешь элементы. Мы учимся слушать себя, выражать то, что чувствуешь, взглядом и движением, не зубрить шаги, а импровизировать, доверять себе. Это тоже способ найти свою дорожку быть принцессой. И никогда наши учительницы не смотрят на нас свысока - даже на последней пятиминутке урока, когда включается мелодия для импровизации, я вижу у них только веселое любопытство и восхищение... Ведь каждый раз мы открываем в себе что-то новое. А они радуются вместе с нами.
И я каждый раз поражаюсь, когда на следующий день после шоу они снова кажутся нормальными девчонками, в джинсах и футболке, с хвостиком, перетянутым резинкой. Ну, разве что необычно смешливые и непосредственные. А вот и Данни в повседневном образе:
Про моих любимых танцовщиц и учительниц я еще буду рассказывать. А пока просто посмотрите на фото, сделанное в тот первый день в египетской чайной, когда мы с Бруно познакомились с Данни. Я тогда еще совсем не знала, куда меня приведут ритмы бубна и таблы. Вспоминаются лица моих друзей, когда я начала танцевать на всех праздниках в хоре и гитарном оркестре. Мой шеф Сержио, которому я бросила шелковый платок на шоу в нашем Институте Химии. Родной Родриго, которому я посвятила танец на прощальном празднике перед его уходом из лаборатории. И даже одно домашнее представление для двух дорогих друзей в присутствии Бруно. Я совсем не преследую цели достичь технического совершенства и, скажем, потрясти Египет своим русско-бразильским образом. Я танцую просто потому, что это - радость. Я танцую тем, кого люблю.