Перепало мне тут приглашение на открытие выставки 3D-иллюзий бельгийского художника Бена Хайне "Карандаш против камеры", которая открылась в нашем Московском планетарии. Честно признаюсь, выставка заинтересовала меня сразу. Во-первых, я всегда была неравнодушна к объемным изображениям. Помните, раньше продавались такие альбомы с картинками-узорами. Сначала узор вроде бы совершенно непонятен, но стоит расфокусировать взгляд, и из него вдруг возникает какое-нибудь изображение. Как же мне нравились эти альбомы! А, во-вторых, я, в принципе, люблю креатив, а творчество Бена Хайне иначе, как креативным, не назовешь!
Впрочем, на открытии было все, как обычно. Сначала приветственные речи. Слева направо: представительница компании-организатора, Бен Хайне (кстати, он, как оказалось, знает семь языков и даже немного говорит по-русски) и директор планетария. 2.
Журналисты, блогеры и приглашенные. 3.
Ну, а затем открыли выставку для посетителей. Вообще, Бен Хайне известен тем, что очень здорово может совмещать в своих работах сразу фотографию и рисунок. Как написано на страничке его выставки, "с помощью графических изображений Бен дополняет реальность: художник добавляет в фотографии сказочных персонажей, забавные детали, превращает город в компьютерную игру и показывает привычные вещи с необычной стороны". Всё это действительно так. И в результате получается нечто странное, будто находящееся на стыке двух миров - нашего и иллюзорного. "Карандаш против камеры" в планетарии состоит из трех тематических залов-зон: «города», «зоопарка» и «жизни замечательных людей». Здесь можно увидеть около тридцати фотографий с историями их создания, восемь объёмных инсталляций на основе работ автора и две работы, созданных художником специально для московских зрителей. Признаюсь, что я терпеть не могу перефотографировать фотографии и картины, поэтому, чтобы вы представили себе, о чем это я так долго растекаюсь, я покажу вам несколько работ Бена Хайне, которые я нашла в интернете, а вы, если они вам понравятся, можете сами сходить в планетарий на его выставку. Она, кстати говоря, будет работать до 20 сентября. 4.
Электронные птицы. Птица с бумбоксом на шее, изображенная на картине, символизирует музыку и удивительный процесс ее создания. Бен рассказывает историю этой работы: "Я сидел на веранде ресторана в Лиссабоне и увидел, как несколько птиц перелетают с одного стула на другой в надежде, что я их покормлю. В итоге я отдал птичкам весь хлеб, который у меня был с собой. А из впечатлений этого дня родился этот забавный рисунок". 5.
Четырехглазая кошка. Что только не используют люди, чтобы расширить возможности своего зрения: очки, бинокли, телескопы, линзы, приборы ночного видения. Но иногда только дополнительная пара глаз может помочь увидеть мир по-новому. Бен говорит: "Когда зритель смотрит на эту "почти нормальную" кошку, у него создается иллюзия, что все вокруг двоится, как под воздействием алкоголя". Интересно, как мы с с вами выглядим в глазах этой кошки-мутанта? 6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Могучий лев. Король Лев - где бы не появился этот зверь, везде он остается хозяином положения, царем природы. "Улица была абсолютно пуста, с очаровательными тротуарами и уходящими вниз ступенями. Я специально не закончил этот рисунок до конца, поскольку хотел привлечь внимание к открытой пасти льва и его мощному рыку. В нем много силы и энергии, которую каждый из нас иногда в себе чувствует, но редко выпускает на свободу". 13.
Обезьяна в метро. "Офис, ужин, дом - так живет офисный планктон". Это произведение о побеге от рутины, о том, что с помощью воображения можно разрушить систему. Художник говорит, что его абсурдный персонаж - смесь Джеймса Бонда, Шерлока Холмса, Тинтина и Кинг Конга. Бизнесмен с обезьяньей головой, который выпрыгивает на ходу из поезда метро, как бы спрашивает у зрителя: "Сколько можно терпеть рутину? Не пора ли стать немного другим?". Фотография сделана в метро Барселоны - одного из самых густонаселенных и оживленных городов мира. 14.
15.
Влюбленные. "Конечно, эта работа о любви. Модель Джессика де Боек сидела на скамейке и выглядела очень одинокой. Поэтому я решил дорисовать таинственного романтичного мужчину с цветами ей для компании". 16.
Острова Зеленого мыса. В этой работе автор иронично сравнивает архитектуру Кабо-Верде и хрестоматийную игру "Тетрис". Кабо-Верде, или Острова Зеленого мыса - государство в Атлантическом океане у западного берега Африки, которое было португальской колонией вплоть до 1974 года. В небольшом островном государстве, где мало свободных площадок для строительства новых домов, современные постройки действительно возводятся поверх старых. Архитекторы приспосабливаются к гористому рельефу, выстраивая дома, как элементы в "Тетрисе". Строительный бум, который начался в конце 20 века, превратил архитектурный облик Кабо-Верде в причудливый коктейль из традиционных домов, сделанных из застывшей лавы без использования цемента, колониальных особняков и современных коттеджей. Сам Бен Хайне родился и провел детство в Кот-д'Ивуар. 17.
Большой рот. Фотография сделана на очень узкой улочке в городе Фира - столице вулканического острова Сантарини в Греции. На рисунке художник изобразил огромный рот, через него можно выйти из узкого и немного пугающего пространства улицы, окруженного высокими и крепкими стенами. Работа посвящена надежде и тем, кто не боится нарушать границы. Композиция напоминает знаменитую комнату-иллюзию Сальвадора Дали, которую он создал у себя дома в Фигерасе, вдохновившись лицом американской актрисы Мэй Уэст. 18.
Моя подруга Аня, с которой мы ходили на выставку, рядом с "Большим ртом". 19.
Но, друзья мои, вас, наверное, заинтересовала самая первая фотография в этом посте, правда? Как вы думаете, красят на ней манекенов или живых людей? Правильно, один из них - манекен, а другой - живая девушка! На открытии выставки Бен Хайне решил показать перфоманс. Правда, мы с Аней немного опоздали на его начало и пришли уже, когда всё выглядело вот так. 20.
Наибольший ажиотаж у публики вызвало то, когда художник стал красить лицо и волосы девушки. Понятно, что краска гипоаллергенная, но мало ли! А волосы потом как отмывать? 21.
После того, как всё побелил, Бен приступил к цвету. :) 22.
Время от времени из зала вызывали людей, чтобы они помогали ему красить. 23.
А вот такой результат был перед самым нашим уходом. 24.
За несколько минут до этого кто-то спросил Бена, сколько времени ему еще понадобится, чтобы закончить произведение, и он сказал, что примерно час. И хотя нам было ужасно любопытно, чем же все закончится, остаться еще на час мы, к сожалению, не смогли. Но я предполагаю, что краски покроют всю площадь "полотна", и мы увидим примерно тот же результат, как на 3D картинках-узорах, о которых я писала вначале. А чтобы вам было понятно, о чем я говорю, попробуйте расфокусировать зрение и взглянуть куда-нибудь вглубь вот этой картинки. Что видите? :) 25.