Знакомые меня нередко спрашивают о том, как у нас устроен процесс домашнего обучения. Почему-то многие думают, что вначале, в первые школьные годы, ребенок в основном занимается под руководством родителя, а потом плавно переходит на самостоятельное обучение. Да, в некоторых хоумскульных семьях такой вариант реализуется: мама составляет для ребенка программу, выбирает ему учебные курсы или готовит распечатки на каждый день, а ребенок сам по ним занимается. Как и для кого такой вариант работает?
Да, если есть адекватный учебник, в котором логично и последовательно изложен материал, даны под него вопросы/задачи, то ребенок действительно может идти по такому курсу. Наши дочки так изучают историю - мы нашли замечательный курс, в котором ребенок читает главу, затем выполняет задания к ней, и в конце обсуждоет с родителем прочитанное. Всем удобно и интересно. Хотя, конечно, было бы лучше, если был бы учитель, который увлеченно рассказывал и затем затевал обсуждение.
Такой же хороший курс у нас и по анатомии человека - по нему в этом году занимается восьмиклассница Таня.
По географии у нас недостаточно понятный курс, и я Тане помогаю, а с Машей вообще свой курс выстраиваю, исходя из особенностей ее восприятия.
Т.е. естественные и гуманитарные науки можно изучать таким способом, при наличии хорошего учебного курса, подходящего данному ученику.
С научными дисциплинами сложнее. Возьмем, к примеру, математику: не каждый ребенок способен самостоятельно разобраться в новой теме. У меня трое детей, через меня прошло и проходит много учеников, но разбирать самостоятельно математические курсы могут единицы из них. Даже не все дети с хорошими математическими способностями будут сами проходить новые темы: во-первых, им может быть скучно, во-вторых, даже способные дети могут испытывать страх перед новыми понятиями, не вписывающимися в их привычную картину мира. У меня были ученики, которые испытывали стресс при изучении числа пи, были те, кто боялся алгебры: «Зачем нужны эти буквы, неужели нельзя числами?» Даже и у умных детей, легко решающих арифметические задачки, могут быть трудности с абстрактным мышлением - зато из них могут получиться хорошие инженеры.
Мой сын - единственный из знакомых мне детей, кто самостоятельно проходил курс математики. Мы давали ему задания, иногда что-то объясняли, но в целом где-то с 10 лет он учился сам, и у него легко шло: к тому моменту у него уже был хороший уровень, потому что мы с его пять его лет плотно занимались довольно абстрактной математикой, так как обычная арифметика ему была слишком проста и скучна. Что сказать: если бы мы и дальше занимались с ним индивидуально, то математика и дальше оставалась бы его любимым предметом, да и глубже и шире мы могли бы дать, нежели проходил он сам.
Любовь к математике к нему вернулась в университете - там он увидел ее красоту и теперь он специализируется по pure mathematics.
Вот смотрите: ребенок читает объяснение в учебнике или учится по видеокурсу - материал разжевывается и вкладывается в его голову. А как он совершит свои открытия? Кто обратит его внимание на красивые закономерности? К примеру, мы проходим с учеником умножение, закрашиваем клеточки в таблице 10х10 - где-то мы видим «ход конем», где-то - диагональ. При умножении на 9 первая цифра увеличивается, а вторая - уменьшается. А расположение простых чисел на ленте или в таблице? Это все - красиво, и кто-то из моих учеников вопит от восторга, увидев закономерность, паттерн в таблице.
Есть еще один важный аспект: сколько нужно задать ребенку примеров, чтобы он отработал новый навык? Это опять же индивидуально: кто-то быстро научится и ему будет невыразимо скучно решать несколько однообразных столбцов или страниц, для другого это будет психологически легче, но все равно - скучно. С одаренными детьми сложнее в том плане, что им совсем нельзя давать «тупую» работу, им желательно выстраивать курс только по восходящей. Интересно, что одаренные дети очень разборчивы и у них есть потребность проходить материал в том порядке или на том уровне, который им интересен. Сына я учила складывать в столбик на недесятеричных системах счисления, чтобы ему было интересно, а с одним из моих младших учеников мы прыгаем по разным главам учебника: то пройдем деление в столбик, то займемся дробями, то перескочим на логические задачки - всего понемногу, а на следущем уроке - примерно такая же или новая смесь, чтобы постепенно углублять пройденное, не задерживаясь на однообразных задачах.
И вот я видела учебные курсы, которые популярны в хомскульных семьях, потому что по ним дети учатся самостоятельно: в них объяснение, а потом много страниц на отработку навыка. Получается удобно: ребенок занимается самостоятельно. И на всю жизнь запоминает, что математика - это набор скучных навыков.
Физика базируется на математике и экспериментах. Проходить этот курс самостоятельно, без открытий, основанных на экспериментах, не обращая внимания на красоту и логичность формул - значит погубить любовь к этому курсу. И с химией примерно так же.