Маленькие открытия

Dec 14, 2018 20:24

Замечаю, что некоторые из моих учеников совершают открытия с завидной регулярностью - или раз в несколько уроков, или в течении месяца-двух на каждом уроке, потом перерыв, затем опять открытия. Каждый раз они впечатляют и вдохновляют их самих, и воодушевляют меня. Чаще всего они случаются у детей, с которыми я занимаюсь довольно давно - на вскидку, примерно 20 часов мне требуется, чтобы хорошо понять уровень и запросы ребенка, и тогда уже под каждого из них подбирать наиболее приближенные материалы и игры. И тогда материал может попасть в зону ближайшего развития, и у ребенка случится озарение - вот оно, оказывается, как и почему.

Открытие - это когда ребенок сам для себя что-то понимает, и это знание становится его собственностью.

Из недавних примеров:

Выкладываем на счетном материале: Х - 6 = 8 Оказывается, что если сложить кучки где 6 и 8 объектов, то получится спрятенное число Х. А открылось это при составлении примера ребенком: оказалось, что нужно сделать две одинаковые по количеству кучки объектов, и одна из них будет Х, а вторую нужно разделить любым способом на две части.

Квадратное число: оказывается, это площадь квадрата (количество квадратиков), т е равно числу умноженному на само себя. Бывало, что ребенок к тому моменту уже знал, что такое квадратные числа - т е верил мне на слово, а тут неожиданно открыл их сам для себя и был доволен.

Или коммутативность умножения.

И что вычитание - это расстояние между числами. Особенно выпукло это видно при вычитании отрицательного числа из положительного, и наоборот.

Интересно, что открытия совершаются только тогда, когда человек к этому готов - в других случаях происходит лишь восприятие подаваемой учителем информации. Или/и когда информация подается визуально/на схемах (например, на схеме, где показано умножение десятичных дробей).

Недавно с одной девочкой мы играли в игру, через которую я ей показывала признаки делимости. Но признаков делимости в тот момент дала слишком много, и они прошли мимо. А вот когда, через несколько уроков, уже в другом игровом задании нужно было отметить числа, делащиеся на три, тогда вдруг она для себя открыла этот способ, была впечатлена им, и первым делом рассказала об этом пришедшему ее забирать папе.

Ну да, конечно, ведь и у нас также - какая-то книга/мысль в определенный момент становится особенно созвучной. Ничего нового, просто меня радуют эти их маленькие открытия, радует реакция детей на них.

дети, домашняя школа, учеба

Previous post Next post
Up