Размышления об обучении гуманитарным предметам.

Oct 16, 2015 12:21

Вчера с мужем посмотрели на интернет уроке несколько презентаций уроков и конспектов к ним, уровня 5-6 классов. Понимаю, что это все по учебникам, и мы также учились. Формат таков: сжато дается большой объем информации, формальным языком, с кучей терминов, и выживай как хочешь. Понятно, что это все даже близко не усваивается ( Read more... )

домашняя школа, обучение

Leave a comment

janemouse October 16 2015, 20:12:35 UTC
по истории мои знакомые сделали кружок -
обсуждали, как жили люди в каменном веке,
лепили из глины посуду,
делали на глине отпечатки следов разных зверей,
рисовали углём наскальные рисунки,
рассматривали петроглифы,
делали бубен...

Reply

annashev October 16 2015, 20:25:19 UTC
Это все здорово, можно разные эпохи так проходить, играючи. Но многое так не пройдешь - факты, значимые люди того времени и т. д. Хотелось бы найти удобный формат, чтобы при разумном минимуме усилий получать высокий КПД, чтобы усваиваемая информация была интересна и полезна для ребенка.

Reply

janemouse October 16 2015, 20:29:24 UTC
Много не пройдёшь,
но и взрослые, которые закончили школу, тоже обычно не помнят ни имена, ни даты...

Reply

annashev October 16 2015, 21:20:10 UTC
Это да.

Тут возможно несколько разных подходов:
1) разыгрываем сценки того времени, делаем руками все, что возможно. Таким образом ребенок не узнает много фактов, но почуствует ту эпоху. А дальше, если сам захочет, то может изучить подробнее с помощью энциклопедий или учебников.
2) давать кучу фактов, множество мелкой информации, как сейчас принято в школах.
Все остальное - между этими двумя границами.

Чтобы мне хотелось, чтобы дети узнали:
Берем, например, Петра 1. В каком веке он жил? У кого он родился и кто были его потомки? Что он сделал, каков он был? Какие другие значимые люди были во время его правления, и что они делали? Как жил народ, которым он управлял? Что происходило в мире в эпоху его правления?
Это основные факты, взаимосвязи между делами и людьми. Даты и другие мелкие подробности важны только для заинтересовавшихся, всем подряд они не нужны.

Reply

yanakandl October 17 2015, 09:44:16 UTC
я со своим ребенком работаю методом погружения с постепенным вхождением в тему. Пока правда мы рассматриваем только Древний мир (на большее не хватает времени). да и на это тоже требуется много моих ресурсов. Подбираю литературу доступную для понимания. Сама объясняю, рассказываю истории, мифы, легенды, интересные случаи из исследований. Он сам читает по теме энциклопедии. Очень хороший автор для детей Симон Филип. Энциклопедии вот этой серии http://www.labirint.ru/series/1909/ очень доступно излагают материал. Как раз для детей. Моему в 10 - в самый раз. Ни разу не попросил деть объяснить что-то, что ему в этих книгах было не понятно. А во с другими книгами напряженка ( ... )

Reply

annashev October 18 2015, 00:37:45 UTC
Ух ты, сколько полезной информации! Спасибо большое!
Да, хотелось мне хоть этот предмет поставить на более-менее самостоятельные рельсы - найти хорошие видеокурсы и учебники, ан нет, не выйдет - придется и в этот предмет самой погружаться. Но ничего, зато сама в нем разберусь вместе с детьми. :)

Reply

janemouse October 19 2015, 08:32:35 UTC
Я бы наслаивала на что-то эмоционально значимое остальные подробности.
и я бы предлагала типа соревнования:
кто про данную эпоху или персонажа наберёт 10 самых удивительных фактов,
или играла бы в банальности - по разным эпохам...

Reply

annashev October 19 2015, 14:48:51 UTC
Женя, это вы про групповые занятия? :) (как лучше - на ты или на вы?) :)
Для кружковых занятий это то, что надо, идея замечательная!
Но тут я рассуждаю, как индивидуально обучать дочек-хоумскулеров, и какой формат курса по истории для них создать. Желательно, чтобы он шел без особо мощных моих вливаний, так как это все-таки для нас не основной курс. Математикой занимаемся серьезно и через игры-поделки-исследования, по наукам делаем многодневные проекты, еще есть несколько основных и трудоемких предметов, а вот историю, биологию хотелось бы преподавать, не создавая своего курса, по имеющимся пособиям, но что-то не получается так просто.

Reply

janemouse October 19 2015, 16:11:33 UTC
а если не создавать, то и не получится цельного представления,
по-моему.
и никакого не получится - только каша и обрывки.
как и у большинства, увы.

у меня тоже по части истории и географии в голове полнейшая мешанина

Reply

annashev October 19 2015, 17:48:07 UTC
Согласна. И у меня так же по этим предметам - только то, что сама после школы узнала, то и есть в голове. Жалко, что ни на какой курс расчитывать нельзя, и все нужно делать самим. Просто поражает: раньше, более ста лет назад, предметы преподавались на латыни, а теперь хоть и на родном языке, но курсы написанны взрослым, формальным языком. Из серии - чем больше фактов и терминов впихнем в ребенка, тем лучше. :(

За идеи спасибо, будем использовать! :)

Reply

yanakandl October 17 2015, 09:34:21 UTC
больше вам скажу, те кто закончил исторический факультет - тоже не блещут энциклопедическими знаниями )

Reply


Leave a comment

Up