Размышления об обучении гуманитарным предметам.

Oct 16, 2015 12:21

Вчера с мужем посмотрели на интернет уроке несколько презентаций уроков и конспектов к ним, уровня 5-6 классов. Понимаю, что это все по учебникам, и мы также учились. Формат таков: сжато дается большой объем информации, формальным языком, с кучей терминов, и выживай как хочешь. Понятно, что это все даже близко не усваивается.

Когда человек слышит незнакомый термин, то срабатывает один из двух механизмов:
- внимание рассеивается, и дальше информация уже восприниается "краем уха",
- мозг пытается "навести мосты", найти ассоциацию и связать кусочки текста, разделенные непонятными словами. Но тут тогда получается как при прослушивании иностранного текста, когда только часть слов известна - мозг напряженно работает, подбирая адекватную замену неизвестным словам, и засчет этой его активной работы информация записывается только в кратковременную память, для перехода же в долговременную не хватает ресурсов.

У детей чаще срабатывает первый вариант. И получается так, как было в России последние сто лет - вроде, за десять лет прошли очень много, но в памяти осело мало, и есть только ощущение от того, что ты это слышал и вроде как знаешь. Хотя применить знания не можешь.

Ну хорошо, а что будет, если излагать ту же информацию на более понятном языке, избегая сложных фраз и большого количества терминов?

Возникает вторая проблема: невозможно полноценно усвоить информацию, идущую столь плотным потоком. Даже если это все запомнить, то как потом этим пользоваться? Ведь знания - не столько в том куске текста, который запомнили, а во многом и в том, насколько мы над этим думали, сомневались, задавали вопросы, учились применять знания.

Т. е. знания должны стать как бы своими, частью человека, пережитыми и претворенными в личный опыт. Они должны быть усвоенными.

И главный вопрос, как это сделать?

Практически нет адекватных учебников, которые ставят перед собой эту цель. На данный момент учебники - это кладезь информации. Интернетные курсы - тоже, так как они по учебникам. Но учеба не должны быть в виде пассивного усвоения знаний. С точными науками легче - их можно "потрогать руками". С гуманитарными - меня не устраивает пассивное прослушивание и запоминание информации.

Пока что решение вижу только в обучении на проектах: проходится тема, делаются по ней эксперименты, далее ребенок все записывает. Естественные науки мы так и воплощаем. Единственное - только основные темы можно так пройти, потому что на все многообразие элементарно не хватит времени.

А формата для той же истории пока не придумали. Эксперименты там не поставишь. Можно разыгрывать спектакли по темам, но на это нет желания (у нас, взрослых). Можно слушать лекции и затем записывать самое интересное, или конспектировать учебник.

Да, вчера я поняла, почему в интернет уроках мне больше всего нравилась программа по чтению - там же озвучены, да еще с картинками, классические произведения, написанные ДЛЯ детей! Поэтому они и живые и интересные. А система образования по предметам все-таки слишком слабо подстроена под детский уровень.

Пока что решили делать так: смотреть избранные видеоуроки вместе с детьми, затем обсуждать их, и, затем, либо делать проект по ним, с отчетом, написанным ребенком, либо распечатывать конспекты, выдавать их детям и просить подчеркнуть в них самое для них интересное. Таким образом услышанная информация присвоится ребенком.

домашняя школа, обучение

Previous post Next post
Up