«Аркадия» Т. Стоппард, театр С.А.Д., 13.12.2011

Jan 05, 2012 13:06


Томасина Каверли - Екатерина Крамзина; Септимус Ходж - Павел Афонькин; Леди Крум - Анастасия Миляева; Капитан Брайс - Георгий Вавилов; Эзра Чейтер - Ренат Кадыров; Ричард Ноукс - Рушан Иксанов; Джелаби - Иван Ипатко; Ханна Джарвис - Мария Аврамкова; Бернард Солоуэй - Кирилл Рубцов; Валентайн Каверли - Алексей Паничев; Хлоя Каверли - Анна Попова; Гас (Огастес) Каверли - Федор Бавтриков.

Режиссер - Ирина Пахомова

«…ничто не пропадает бесследно… люди снова откроют древние способы исцеления недугов, настанет час и для математических открытий, тех, которые лишь померещились гениям - сверкнули и скрылись во тьме веков».

(Т. Стоппард «Аркадия»)


В этот декабрьский день погода как нельзя лучше аккомпанировала тому, что происходило на сцене. Всё, казалось, замерло в ожидании настоящей зимы; затянувшееся межпогодье вгоняло в уныние и раздражало. И вдруг, как по волшебству, выпал первый снег, именно такой, о котором мечталось. Я приехала задолго до начала спектакля и наслаждалась прогулкой по тихому уголку Ботанического сада, где в здании оранжереи расположился уютный маленький театр. Вокруг - запорошенные снегом дорожки и деревья; едва покрывшийся льдом маленький искусственный пруд и мостик. Но это еще не все, в самом театре - заросли экзотических вечнозеленых растений и цветов, и вот сложилась поразительная по красоте и естественности декорация: буйство зелени и цветов внутри стеклянной оранжереи, а за ней - шапки белого снега на ветвях деревьев! Настоящая Аркадия! Ни один художник не смог бы изобразить этот сад красивее.

«Аркадия» - очень трогательный и лиричный спектакль: рассказ о первой любви, о научном поиске и стремлении познать неведомое. Каждый герой пьесы открывает что-то новое в мире и в самом себе.

Томасина и Септимус открывают формулу будущего, которая получается, «если остановить каждый атом, определить его положение и направление его движения и постигнуть все события, которые не произошли благодаря этой остановке». Единственное, что может изменить строгую логику этой формулы, что не подчиняется ей - законы тепловой энергии - любви. Нет будущего без любви, именно это пытается доказать сошедший с ума от горя утраты любимой Отшельник-Ходж. Читая пьесу, я представляла себе Септимуса мудрым авторитетным учителем, а Томасину - девочкой, влюбившейся в кумира. В спектакле же мне показалось, что Томасина и Септимус равны, это дети, познающие мир и любовь, понимающие друг друга с полуслова: Томасина только начинает говорить, а Септимус уже ловит ее мысль и развивает ее. Пусть им не удалось рассказать миру о своем открытии, но то, что оставили они, подобрали те, кто шел следом.

В поиске причины упадка века романтизма и разгадки тайны Отшельника Ханна Джарвис понимает, что отсутствие любви, отказ от нее, упрощение этого чувства приводит к дисгармонии, упадку красоты Аркадии и сумасшествию ее обитателя.

Именно Ханна находит детские тетрадки Томасины с «шуточной» формулой математического выражения всех природных форм. Шутка девочки из восемнадцатого века в двадцать первом получает научное объяснение и становится открытием в математике, которое Валентайн не только объясняет, но и дает ему жизнь, воплощая слова, когда-то сказанные Септимусом Ходжем о том, что ничто не пропадает бесследно.

А профессор Бернард не столько пытается изучить подлинную личность Байрона, сколько стремится найти доказательства соответствия Байрона воображаемому образу. Возможно даже, что изучение Байрона для профессора - это попытка познать самого себя, а если не познать, то найти в себе черты поэта. Поэтому все, что не укладывается в его видение Байрона, в его теорию о самом себе, он с яростью отметает. Это герой потрясающего обаяния и искры, способный не просто увлечь своей идеей - зажечь ей!

Огастес (Гас) - ниточка, крепко связывающая героев и события прошлого и будущего. Не случайно именно Гас находит и передает Ханне единственное неоспоримое доказательство связанности Септимуса Ходжа с Отшельником.

Каждый артист создал удивительно яркий, надолго запоминающийся образ. Комичен в своей наивности и жажде превосходства Эзра Чейтер, грезивший о славе поэта, но оставшийся в истории первооткрывателем далии; забавна капризная и увлекающаяся Леди Крум, позволившая разрушить красоту Аркадии; трогателен в искреннем желании улучшить сад мистер Ноукс, интересен ироничный наблюдатель Джелаби, очень забавна своей раскованностью и юношеским максимализмом Хлоя.

На мой взгляд, «Аркадия» - неординарная постановка одной из лучших пьес Тома Стоппарда, которая никого не оставит равнодушным, и которую я всем рекомендую.

Том Стоппард

Previous post Next post
Up