"Алые паруса", РАМТ, 06.01.2012

Jan 09, 2012 13:17



«Через горы обид, через море невзгод,

Он к тебе прилетит, он к тебе приплывет…»

«Я построю маяк до неба, я на небе зажгу звезду,

Чтоб где бы ты ни был, и кем бы ты ни был,

Ты знал, что тебя я жду».
                                                                            «Алые паруса», М. Дунаевский, РАМТ

Потрясающая, пронзительная, до слез пробирающая постановка самого реалистичного и одновременно самого сказочного произведения Александра Грина. Этот спектакль оказался настолько близким и актуальным для меня, что я все действие смотрела с комом в горле, а под конец расплакалась и еще несколько дней пыталась уложить в себе полученные впечатления. Наверное, впервые в жизни в театре я получила ответы на глубоко личные вопросы, и разрешила многие свои сомнения.

«Алые паруса» всегда нравились мне тем, что в них показывалось, как сказочное и несбыточное может стать реальностью, если следовать нехитрой истине: «чудеса надо делать своими руками… если душа человека жаждет чуда - сделай ему это чудо, новая душа будет у него, и новая у тебя». В жизни есть место для чуда, какой бы тяжелой не была реальность, как бы не убеждала она в обратном, главное - верить в это чудо и ждать.

Но спектакль показал самую главную мысль произведения Грина: чудо не в цвете парусов и не в сказочности Грея, чудо - в любви. В обычной жизни, в повседневной реальности есть место настоящей любви, «надо просто немножко подождать», и все сбудется.

Мечта о любви, вера в то, что любовь придет, что бы ни случилось, наперекор всему, вопреки словам уставших от ожидания людей, наделяет Ассоль силой, мужеством и стойкостью перед житейскими трудностями, помогает ей выжить в суровой действительности, отделить подлинное чувство от фальшивого и неискреннего.

Режиссер спектакля Алексей Бородин и либреттисты Михаил Бартенев и Андрей Усачев создали трогательную реалистичную историю веры в любовь, не воздушной и наивной мечты, а мечты, дающей силу, умение противостоять трудностям и терпеть лишения, показали возможность воплощения сказки в жизнь. А композитор Максим Дунаевский написал поразительную музыку к этому спектаклю, не сладостно-романтичную, но в каждый момент отражающую настроение героев: тревогу ожидания, надежду на чудо, радость встречи.

К сожалению, я еще мало знаю артистов этого театра, но о наиболее запомнившихся не сказать не могу, настолько они хороши:

Рамиля Искандер (Ассоль) - девочка-подросток, с одной стороны, смешная и нескладная, раздираемая сомнениями и противоречиями, и, казалось бы, неспособная противостоять житейскому ветру, но с другой - сильная и светящая другим своей мечтой.

Денис Баландин (сын Меннерса) - герой, призванный показать неизбежность выбора между мечтой, идеальным образом любви и реальной, далеко не сказочной жизнью. Ассоль не смиряется с обстоятельствами и не идет на компромисс с жизнью. Меннерс же принимает жизнь такой, какая она есть. Однако, он амбициозен и сам находится во власти мечты, хоть и не признает этого: «мечты, мечты, достичь неземной высоты, чтобы сорваться вниз». Но он так же, как и Ассоль, желает изменить свою судьбу, вырваться из замкнутого круга, уплыть в море, поэтому и выделяет ее из окружающих, тянется к ней, «не такой, как все». И кто знает, быть может, исполнение мечты Ассоль станет и для Меннерса толчком к тому, чтобы разорвать порочный круг.

Александр Рагулин (Грей) - герой мечты, не сказочный принц, а закаленный моряк, без сомнения сильный и мужественный человек, способный противостоять ветру, уберечь любовь и «белый парус сделать алым».

Владислав Погиба (Лонгрен) - человек, любящий море, но ради дочери отказавшийся от своей мечты. Он, как умеет, пытается защитить Ассоль от жестокости мира и обид, пусть не все у него получается, зато, сколько в нем искренности, нежности и заботы. Именно благодаря отцу Ассоль сумела сохранить свое непосредственное восприятие жизни и умение верить в чудеса.

Алексей Блохин (Эгль) - этот герой понравился мне больше всего. Он пытался подарить отчаявшимся людям надежду, мечту, сказку, успокоить («и вернется прекрасное судно, только ты никогда не грусти, никогда не грусти, как бы ни было трудно»), открыть людям глаза, показав всю красоту мира, даже понимая, что не будет услышан («девушку, бегущую по волнам, мы принимаем за птицу, потому что так привычнее»). И тем трагичнее, что в конце Эгль слепнет, так и не увидев алых парусов - лучшую свою сказку, которая сбылась наяву. Мне подумалось, что в образе Эгля отражены черты самого Александра Грина, умевшего видеть сказку сквозь трудности и лишения, и показавшего эту сказку другим людям.
Кто знает, как изменится жизнь в этой жестокой, отчаявшейся, потерявшей веру рыбацкой деревушке после того, как над ней раскинула свои алые крылья-паруса исполнившаяся мечта.
   

РАМТ, Алексей Бородин

Previous post Next post
Up