«Передавать культуру из поколения в поколения, - это сейчас звучит старомодно и наивно, - но, тем не менее, с упорством маньяка я это делаю».
(А.В. Бородин)
25 февраля 2012 г. в рамках образовательного проекта «ТЕАТР+» в Черной комнате РАМТ состоялась встреча с прекрасным режиссером, художественным руководителем театра Алексеем Владимировичем Бородиным, создателем таких прекрасных спектаклей, как «Дневник Анны Франк»,
«Алые паруса», «Берег утопии», «Портрет», юбилейного вечера
«В пространстве сцены». Я присутствовала на этой встрече и получила непередаваемое удовольствие! На мой взгляд, Алексей Бородин - потрясающий человек из тех, кто способен приоткрыть для других дверь в иной мир. Я думаю, что каждый на протяжении жизни формирует свое мировоззрение, мировосприятие через осколки зеркала, которые, соединившись воедино, отражают подлинную картину бытия. Беседа с Бородиным для меня стала таким зеркальным осколком, благодаря которому я по-другому начала смотреть вокруг.
Разговор с Бородиным дал мне возможность взглянуть на жизнь глазами человека, которым я восхищаюсь, работы которого очень люблю, и взять у него все лучшее, что он может передать.
Я долго обдумывала многое из того, что было сказано режиссером, и поскольку написанная мысль становится для меня более ощутимой реальностью, я решила процитировать наиболее поразившие меня моменты.
На встрече Алексей Владимирович, рассказывая о своих учителях, Юрии Александровиче Завадском, Марии Осиповне Кнебель, Анатолии Васильевиче Эфросе и многих других, оценил их вклад в свою жизнь, формирование своей личности, как передачу горящей свечи - культуры: «Всегда надо, чтобы кто-нибудь тебе передал свечку <…> они нам передавали культуру, понятие, что такое вообще культура в жизни людей, а мы должны передать это кому-то другому…».
Это удивительно точно для меня, я ощущаю эту «передачу свечи», частичку культуры, которую Бородин несет в себе, в каждой мысли каждого его спектакля.
Интересно образное описание режиссером времени застоя: «В то время было много фальшивого. И фальшь эта как бы застывала - потому и называется застой, и надо окна открыть, чтобы ветер подул». При этом, «мы поняли, что люди уже по-другому думают, мы уже все другие, а театр не для того, чтобы обслуживать кого-то или соответствовать чему-то. Театр, это такая, в принципе, вольница - он должен в людях открывать свободу. Только такая литература, такое искусство имеют смысл, когда они открывают горизонты».
Я подумала, как это верно и для современной жизни, в которой каждодневная рутина создает душевный «застой», который может развеять, пробудить только подлинное искусство - лекарство от душевной косности.
Алексей Владимирович описывает театр, как «броуновское движение: во все стороны все двигается», и задача режиссера «удержать все это в берегах, но чтобы оно продолжало быть броуновским движением». Театр - это «творческая семья, объединенная единым интересом. У всех разная жизнь, разные характеры, но все должны сохранять понимание друг друга».
Мне кажется, что закон, применимый в театре, этот рецепт гармоничного творческого существования, основанного на понимании и уважении друг друга, применим и в жизни, ведь «весь мир - театр», стоит только прислушаться, и жизнь изменится.
Основной темой творчества для Бородина является «сохранение себя в самых неблагоприятных и экстремальных обстоятельствах», когда нет света в конце тоннеля. Эта тема находит отражение практически во всех спектаклях режиссера, например, в «Дневнике Анны Франк». Это любимейшая книга моего детства. Я собиралась на спектакль, но так и не выбралась, до сих пор считаю это одним из самых непростительных своих упущений. Это рассказ девочки, которая, находясь в убежище, в ограниченном пространстве, сумела реализовать себя, раскрыть свой талант, предназначение и «обрести все, что можно и не обрести за длинную и бездарно прожитую жизнь». Этой же теме посвящена и новая работа режиссера - спектакль по книге Юджина О’Нила «Участь Электры»: «У Бетховена есть фраза: «Жизнь есть трагедия, ура!», когда мы понимаем, что жизнь трагична в своей основе, и когда мы это принимаем, только тогда мы начинаем жить».
Стенограмма встречи опубликована в последнем номере
Рамтографа, а видео-версию можно посмотреть на страничке
pro_ramt.