Жизнь в движении

Nov 05, 2013 11:39


Н.А. Бернштейн 1 в своей научно-популярной книге «О ловкости и ее развитии» выделяет четыре психофизических качества: силу, выносливость, быстроту и ловкость. И последнее из них - самое сложное для понимания и тренировки.

В развернутом определении Бернштейна, ловкость - способность справиться с возникшей двигательной задачей 1) правильно, 2) быстро, 3) рационально и 4) находчиво. Она позволяет решать задачи в заданных ограниченных условиях, обходя более сильных, быстрых и выносливых противников. Два примера из книги - сказка и быль - прекрасно иллюстрируют это.




Бернштейн рассматривает то, как происходит любое движение человека и как развивалось движение в процессе эволюции животного мира. В зависимости от управляющего нервного центра и стадии развития, он выделил четыре уровня построения движения:

Уровень А - общий тонус мышц.

Соответствует простейшим организмам, рыбам, змеям. Это способность сохранять и произвольно менять положение своего тела без опоры. Например, во время затяжного прыжка с парашютом, прыжков в воду и пр.

Уровень В - суставно-мышечные увязки.

Он связан с появлением конечностей у животных. На этом уровне человек сталкивается, с одной стороны, с внутренними трудностями - избытком возможных степеней свободы суставов, а также особенностями работы поперечно-полосатой мышцы, которая сокращается быстро, грубо и в течение очень короткого промежутка времени. С другой стороны, человек сталкивается с постоянно изменяющимися внешними обстоятельствами.

«В качестве примера взглянем на ходьбу. Даже при выпрямленной, двуногой походке, присущей человеку, в этот двигательный акт втянуты все четыре конечности, качающиеся взад и вперед в общем ритме. Нет такой мышцы во всем теле, которая не была бы как то вовлечена в работу либо опорную, либо основную динамическую шагательную. Если бы человек оказался вдруг где то в межзвездном беспредельном пространстве, то, наверное, уровень В сумел бы без добавочной помощи обеспечить ему в этом «отсутствии всякой обстановки» точное выполнение всех движений нормальной ходьбы. К сожалению, только она была бы там бесполезной. Действительная же ходьба, от которой может получиться реальный прок, совершается по какой то поверхности, в каком то направлении, в каких то условиях: почва твердая, мягкая, скользкая, неровная и т. д.; под ногою то камешек, то канавка, то лужа, то ступенька; в пути то уклон, то поворот, то порыв ветра, то встречный пешеход… На все это нужно своевременно и соответственно откликаться.»

Уровень С - уровень пространства, перемещения, целевых движений.

Если еще в предыдущем уровне большое значение имеют телесные ощущения, и многие движения можно делать с закрытыми глазами; то здесь большое значение приобретают органы чувств, особенно, зрение. Внешнее простр


анство воспринимается в комплексе и чаще всего не оказывает непосредственного воздействия на тело, в отличие от восприятия окружения на уровне В.

Уровень D - уровень действий.

Это уже чисто человеческий этап развития построения движений, на котором появляется не только их цель, но и понимание желаемого конечного результата. Теперь действия, как правило, связаны с предметами и/или другими людьми. Для их успешного выполнения необходимы аналитические и другие навыки.

Для каждого следующего уровня необходимо успешно овладеть предыдущим. Ребенок, активно двигаясь и познавая свое тело, постепенно проходит все уровни в такой последовательности. Сначала держать головку и изгибаться телом, потом двигать конечностями и координировать свои движения. Плаванье, езду на велосипеде, лазание по деревьям и скалам и другие двигательные навыки легче всего осваивать в возрасте, когда ребенок уже владеет своим телом, но не задумывается над конечным результатом движений. Согласно Бернштейну, уровень D осваивается в 14-15 лет в период полового созревания подростка. У взрослого в отличие от детей и подростков, построение любого двигательного навыка начинается с уровня D.

И все же для ловкости нужна и сила, и выносливость, и скорость. А еще нешаблонность и экспромтность, умение применить все эти навыки к решению конкретной задачи. «...для осуществления качества ловкости необходима всегда совместная, слаженная работа по меньшей мере двух уровней, подчиненных один другому. Мы образно сравнили их с конем и всадником. Всадник - ведущий уровень - должен при этом проявлять высокую степень маневренности, находчивости, переключаемости, изворотливости; конь - его фоновая опора - должен в не меньшей мере обладать свойствами послушной управляемости и исполнительности по всему тому, чего потребует от него ведущий уровень данного движения или навыка».

И если в детстве не хватило двигательных ощущений, то теперь уже задачей взрослого человека будет насытить свое тело физической активностью.

1 Николай Александрович Бернштейн (1896-1966) - исследователь физиологии активности, основатель биомеханики.

йога, биомеханика, ловкость, Н.А. Бернштейн, скалолазание, движение

Previous post Next post
Up