May 19, 2014 07:57
Сегодня в обществе очень много говорят о потребительских отношениях к людям. При чем те, кого коим образом коснулась эта сторона не здоровых отношений между людьми, разделились на два "лагеря": лагерь жертв и лагерь этих самых "потребителей".
Я, забегая вперед, скажу что на самом деле нет ни жертв ни потребителей. Такой вид человеческих отношений он либо есть в жизни конкретного человека, либо его нет. Потребители могут сами "нарваться" и стать жертвой, а жертвы могут поучать других и себя быть потребителями. Жертва она же слабая и если ей не нравится такой порядок вещей, то она постепенно становится сильнее. Но сильнее, не в плане учится противостоять потребителям, а сама становится им...
Я твердо убеждена в том, что потребительские отношения к людям - это воспитанная черта характера и дальше я попробую это пояснить.
Для начала попробуем разобраться с тем, откуда же растут корни этого "замечательного" явления и зачем оно вообще появилось в жизни человека, для чего оно ему понадобилось?
Все мы родом из детства и по этому корни, как обычно, следует искать именно здесь. Наверняка у многих людей в детстве происходила того или иного рода ПОТЕРЯ. Ребенок потерял любимую игрушку или она сломалась или ее кто-то отобрал во дворе. Ребенок расстроен, он плачет. Что же в таком случае обычно говорят родители, что бы хоть как-то успокоить свое чадо? Не плачь, завтра мы пойдем купим тебе новую игрушку. Или: У тебя есть другие игрушки. Поиграй с ними. Родители предлагают ЗАМЕНУ. По мнению родителей это вполне безобидное предложение, но ведь эта игрушка была дорога ребенку! Он еще не в том возрасте что бы понять, что ИГРУШКА - ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ ИГРУШКА, по этому для самого ребенка, она гораздо важнее, чем для родителей. Но именно от сюда, особенно если подобная ситуация повторялась не раз, начинает воспитываться небрежное отношение к вещам. Потерянное, сломанное, надоевшее, устаревшее и так далее можно сменить на новое. Начинается именно с отношения к игрушкам. К первому из того, что есть у ребенка СВОЁ. ЕГО ИГРУШКИ. Но от чего это произошло? Родители, заменой игрушки на новую, хотели облегчить ребенку боль от ее потери. Что бы он не плакал, а что бы снова был радостен, когда ему принесут новую.
Представим еще одну ситуацию. У ребенка появился друг с которым ему нравится играть, нравится проводить время... Но так сложились обстоятельства, что он больше не может видеться с этим другом. Например, он приехал с родителями в его город на лето или перешел в другую школу или переехал... Что чаще всего родители говорят своему ребенку в таком случае? НАЙДЕШЬ СЕБЕ НОВОГО ДРУГА. Но для чего они это делают? Естественно, у каждого родителя самые благие намерения по отношению к своему ребенку и, по большему счету, не зная как правильно вести себя в подобной ситуации, они просто хотят облегчить страдания ребенка надеждой, что в скором будущем у него появится новый друг. И еще часто добавляют - ЛУЧШЕ ЭТОГО. "Найдешь себе еще лучше друга". А он может и не найти. Может не найти вообще или не найти лучше, но родителей, как правило, это не беспокоит. Важнее же что бы СЕЙЧАС ребенку стало лучше, а что будет потом "разберемся на месте"...
Еще одна "классическая" ситуация, которая возможна в детстве. Домашние питомцы. Сейчас, когда человек позволяет в своей квартире содержать маленьких животных, они начинают восприниматься как полноправные члены семьи. Особенно, если это кошка или собака, то есть животное, которое может свободно перемещаться по дому, а не живя в клетке или аквариуме. С такими животными ребенок имеет больше возможности играть с ними, а значит устанавливать более крепкие взаимоотношения, у него появляется привязанность к этому животному. И так как это животное живет в его квартире, то для ребенка оно является еще большим членом семьи, чем для взрослого. Взрослый то понимает, что животное - это животное, а для ребенка - это член семьи, с которым он играет, по своему общается... Особенно, если в семье нет братьев или сестер его возраста или тех, кто уделял бы ему достаточно внимания. Но однажды случается так, что это животное убегает или умирает. Ребенок плачет, переживает, он потерял члена семьи, он потерял близкое ему существо. Что в таком случае говорят родители? Завтра мы поедем в зоомагазин и купим тебе новую собаку. Но для ребенка ИМЕННО ЭТА собака или ИМЕННО ЭТА кошка или другое животное было как член семьи. По этому в глазах ребенка подобное выражение может звучать следующим образом: ЗАВТРА МЫ ПОЕДЕМ В ЗООМАГАЗИН И КУПИМ ТЕБЕ НОВОГО БРАТИКА (ИЛИ НОВУЮ СЕСТРЕНКУ ИЛИ НОВОГО ПАПУ/МАМУ). И если уж так легко можно заменить "члена семьи" на нового, то дальше удивляться нечему...
Очень много ситуаций, когда после потери одного ребенка (например, смерть во младенчестве) родители пробуют завести нового, в надежде, что это облегчит их страдания и они снова будут счастливы как семья. Но, к сожалению, так бывает не всегда. В качестве исторического примера могу привести семью художника Винсента Ван Гога. Когда в семье Ван Гогов появился первый ребенок, его назвали Винсентом, но он умер в первый же день своей жизни. Очень скоро, что бы поскорее справиться с этой потерей, родители решают завести нового ребенка и через год у них рождается второй ребенок, которому они так же дают имя Винсент. Они как бы отождествляют второго ребенка с первым. Первый ребенок для них был желаннее, а второй стал необходимостью. Стал средством в борьбе с горем. Но очень скоро в семье Ван Гогов, когда стали появляться новые дети и Винсент становится "козлом отпущения". А становится потому что он не был желанным ребенком. Он был СРЕДСТВОМ.
В подобных случаях с потерей ребенка, если нет возможности завести своего, родители могут усыновлять детей. Они могут пытаться искать ребенка того же пола или того же возраста. Могут даже искать с тем же именем или похожей внешностью. Но этот ребенок уже не будет так желаннен, как первый. Они ищут ему замену. Ищут с чем бы отождествить того ребенка, которого у них больше нет... Подобные случаи, когда молодые люди ищут кого-то похожего на прошлую любовь...
Или когда уже взрослые дети, то родители начинают их "теребить" со внуками, потому что они еще не готовы отпустить своих собственных детей и в таком случае, если дети все равно решают уйти, решают завести свою собственную семью или просто эмоционально отдаляются от своих родителей, понимая что у них своя жизнь, а у тех своя, они просят им какую-то замену...Они не по пелёнкам соскучились, а они соскучились по детям, по своим собственным...
Или молодые люди, особенно если они любили друг друга, после расставания, что бы хоть как-то облегчить свои страдания или заполнить тот пробел в своей жизни, который образовался на месте ушедшего партнера, пытаются как можно скорее восполнить недостающее звено в своей жизни новым партнером... в таком случае, они не ищут ДРУГОГО человека, с которым бы могли идти по жизни, а они ищут чем заполнить пустоту, ищут чем облегчить свои страдания и снова быть веселым и счастливым от вновь заполненного места, которое некоторое время назад оказалось пустым...
Можно приводить еще бесчисленное множество примеров случаев и ситуаций с заменой одних людей на других, но суть не в этом. А в том, что для здорового функционирования нашей психики в ней природой (Богом) предусмотрен определенный механизм, отвечающий за наше состояние в период переживание какой либо утраты. Этот механизм не имеет определенного названия, но для условного обозначения его называют "работой горя". Он имеет определенные стадии, каждая из которых по-своему характеризуется тем или иным психическим и эмоциональным состоянием. Состояние аффекта, отрицание, чувство вины, депрессия и т.д (Описывать их все не берусь, иначе это займет еще столько же места, сколько я уже написала). И вот одним из самых последних этапов прохождения в этом механизме является ПРИНЯТИЕ того факта, что ушедший человек был единственным и неповторимым. Что ни один другой человек вам никогда в жизни его не заменит. Равно как и нового человека не заменит никто. И именно недавание себе пройти через все эти этапы, желание поскорее заполнить возникшую брешь не дает в полной мере сработать этому механизму, ощутить уникальность каждого живущего человека и в дальнейшем порождает потребительские отношения к людям... Вы не даете себе что бы сработал этот механизм у вас, потом не даете вашему ребенку, ваш ребенок, воспитав от вас в себе эту черту, потом не даете себе, не дает друзьям и близким ему людям, уже будучи взрослым и имея собственных детей, не дает своим детям...
Вот таким вот образом мы и приходим к выводу, что потребительские отношения, даже в некоторых случаях, симбиотические, это воспитанная черта. Воспитанная в человеке "картина" того, каким образом надо выстраивать взаимоотношения с людьми.
взаимоотношения