Итак, что же значит не подкреплять “нежелательное поведение”?
Когда ребенок рисует на стене, бьет другого лопаткой по голове, рвет книги? Мы же должны это пресекать? Должны. Но! Наша реакция не должны подкреплять это поведение.
Часто мы сами превращаем это в игру или реагируем агрессивно, в то время как наша цель - помочь понять ребенку существующие рамки допустимого поведения. А это нужно делать ясно, уверенно и методично.
Дело в том, что для ребенка одна из самых “вкусных” вещей - это наши эмоции. Когда что-то будит в нас некую гамму сильных ощущений, то ребенок будет делать это “что-то” вновь и вновь, чтобы пробуждать их. Потому что это… непонятно, интересно и волнующе. Наши эмоции буквально приковывают его внимание. Позитивные и негативные. Наш гнев, если он не сопровождается физическим наказанием, а значит болью, пугает, но в то же время завораживает. Он чувствует, что происходит что-то непонятное, с чем ему еще только предстоит разобраться.
И он будет провоцировать его вновь и вновь.
И мы снова будем злиться и тем самым подкреплять “нежелательное” поведение.
Как разорвать этот замкнутый круг? Менять свое поведение. А в идеале… и свое отношение к происходящему.
И если у вас много раздражения по отношению к ребенку, стоит поискать его природу. Источник. Саму суть. Когда становится ясно, откуда ноги растут, количество претензий к ребенку заметно сокращается…
продолжение следует)