Мама, посмотри, как я могу!

Nov 26, 2019 00:57

Недавно я прочитала книгу какого-то западного психолога, где центральной мыслю было: “Хватит просто так хвалить детей! Это вредно! Нужно хвалить редко и только за дело!”

Ну, в общем-то поспорить трудно. Но я подумала, когда же успело вырасти целое поколение родителей, перехваливающих детей настолько, что возникла необходимость это останавливать? Где оно? Я что-то пропустила?

Лично для меня самой большой неожиданностью во время работы с детьми аутистами стала именно проблема с похвалой. Оказалось, что хвалить-то я как раз не умею. А именно это и нужно было делать. Причем постоянно и от души.

И мне пришлось учиться. Буквально, первое время выдавливая из себя по капле слова искренней поддержки, восхищения и радости успехами другого.

“Как здорово у тебя получилось!”

“Ты САМ это сделал? Вот это да!”

“Ничего себе, как это тебе удалось!”

Но, впрочем как и всегда, дело тут было вовсе не в словах.

Когда мы кого-то чему-то учим, в нас буквально прошито обращать внимание на ошибки и поправлять. Мы словно заточены на это. В случае успеха, мы в лучшем случае говорим дежурное “Молодец!”, а зачастую просто воспринимаем это как должное.

Но метод обучения аутистов называется безошибочным. А это значит - никаких ошибок, никакого поправления. Что же делать? Переучиваться.

А теперь давайте отвлечемся от ситуации обучения и просто… всмотримся в то, как мы живем рядом с нашими близкими. Что вылетает из наших уст чаще? “Как здорово ты…” или “Ты опять…”?

И мы с вами плавно перешли к главному постулату прикладного анализа поведения, и звучит он так: то поведение ребенка, которое мы подкрепляем (поощряем) - усиливается, а то, что не подкрепляем - сходит на нет.

Казалось бы, все просто. Обращай внимание на “желательное” поведение и подкрепляй его, и не обращай внимание на “нежелательное”. Но на деле возникает много вопросов.

Где первый и главный: “Что значит, не обращай внимание!?”…

Но об этом в следующий раз)

Ваша я.

про жизнь, родительство, прикладной анализ поведения

Previous post Next post
Up