Баядерка. МАМТ. Иван Васильев.

Apr 26, 2014 12:43

Нет, это уже становится традицией. После каждого спектакля с участием Ивана Васильева, начинать со слов «смотрю в экран и не знаю, что писать…». Только на сей раз - не от избытка чувств, а от поиска источника вдохновения. Может быть, свою роль сыграла плотность аншлаговых спектаклей в Стасике, может, слишком сильны были эмоции от предыдущего - с Дианой, а может и проклятый зуб напомнил о себе не вовремя, но впечатления от этой Баядерки выветриваются очень стремительно, и, хотя прошла буквально пара часов, я за ускользающие хвостики ловлю мысли, за которые можно было бы ухватиться.




Начну с не самого приятного. Во-первых, я на эту Баядерку точно больше не ходок. Составила же после премьеры впечатление, что это версия-лайт, игрушечная, не хватает мне в ней танца для полноценных эмоций - ну так ничего же и не изменилось. Хотя продвинутые ценители уверили меня, что по сравнению с премьерой все растанцевались и спектакль заиграл, но постановка-то осталась… Из трех часов спектакля, или даже из двух, если вычесть два антракта, первый час - пешеходно-мимический, а все первое действие смело можно назвать «дожить до свадьбы». Последнее действие все, кроме Золотого Божка - невнятно-вымученное, то есть чистое балетное счастье - свадьба, Тени и Божок. Маловато будет.

Затем, увы, в разряд не доставившего радости попала Никия в исполнении Анны Оль. Нет, в принципе формально придраться не к чему, просто она меня совершенно не зацепила. Скажем так, в роли Марии Вечера в Майерлинге она была мне гораздо интереснее. Или скажем иначе - Наталья Сомова в роли Никии была мне гораздо интереснее. Про Светлану Захарову и подавно молчу. Был один момент, который в дополнение сильно испортил мне впечатление, отчасти, может быть, связанный с тем, что я близко сидела, и мелкие детали были как на ладони… Не знаю, как все выглядело подальше, но вблизи Анна очень миниатюрная и феерически худая. Просто до ужаса. В первом и третьем костюмах, когда тело не было закрыто, я думала, что на ее талии я, наверное, легко сомкну пальцы, а еще там были ребра, настолько пугающе обтянутые кожей, и шевелящиеся от дыхания, что я весь первый танец Никии просто молилась - только не прогибайся, потому что, казалось, они прорвут кожу. Это - не про любовь, не про чувственность, это вызывает желание не любить ее, а лечить…

Лирическое отступление. Рассказывали родители. Еще на излете советского времени попали они в Прибалтике в варьете. По тем временам - злачное место, гнездо порока, там, естественно, стройные отборные танцовщицы, номера с обнаженной грудью… А лицом к ним сидела мама, папа - спиной. И она его давай уговаривать посмотреть. А он глянул, и рассказывает - они тощие, синие, в мурашках, как куры в тогдашних магазинах… Какой, на фиг, секс? Повернулся к маме и больше не крутился))) Ну сказал ей тогда, конечно, что она лучше всех, она растаяла… Про кур уж потом признался)) Вот я, глядя на Никию, вспомнила. У остальных девушек тоже этот момент присутствовал, но не так выраженно. Может, им там в костюмах какую-нибудь сеточку пришивать между верхом и низом, чтобы ребра закрыть?.. Почему-то раньше мне это так в глаза не бросалось…

Ну ладно, пойду, пожалуй, по более приятному. Иван. Ну, ради него, собственно все и затевалось. Причем, подозреваю, что большая часть зала именно на него и пришла. Был аншлаг, снова ряды приставных стульчиков в проходах. В фойе почти не выходила, смешно, но заметила там коллегу по предыдущей работе, с которым категорически не хотела встречаться, пришлось прятаться… Второй раз, причем, его в Стасике вижу, видно тоже балетоман. Блин, осталась голодной… Пардон, отвлеклась. Это я к тому, что ни знакомых, ни селебрити не выглядывала. Но зато в зале неподалеку сидела Мария Виноградова. Тоже очень хрупкая девушка и очень модельного вида… Удивительно, как их, таких миниатюрных, не поглощает огромная сцена Большого?.. А совсем наоборот, будто делает больше, значительнее… Вспомнила ее Фригию, изумилась. Подойти постеснялась.

Итак, Солор, то есть Иван. Ну не аристократ, да, но к этому все уже вроде привыкли. Воин. Костюмы получше смотрелись, чем у Сергея, там мне запомнились рейтузы какие-то, здесь штаны поприличнее выглядели… Должен быть влюблен в Никию. Пишу «должен», потому что химии между ними замечено почти не было. Хотя все в дуэтах старательно, аккуратно, бережно исполнено. С соответствующим выражением лица. Вообще Иван очень убедительно играл лицом. Особенно страдания - при известии о предстоящей свадьбе с Гамзатти, при танце Никии с корзинкой, при ее смерти, само собой, точнее при понимании, что случилось непоправимое, потому что минутой раньше он должен был исчезнуть, но как он, уходя, оглянулся на нее, сколько было в этом повороте и в этом взгляде и отчаяния, и боли, и невозможности что-то изменить, и раскаяния, и будто мольбы о прощении - он все сказал одним этим движением и взглядом, и она считала, и отвергла противоядие, и была в этот момент искра отношений, потому что не осталось вопросов, почему она решила умереть… Просто ОН ушел… Хороший момент получился.

Но это все лирика, ибо не на актерскую игру Ивана народ пришел смотреть. А того, на что народ пришел, Ваня показал от души. Ну в рамках обкромсанной партии, конечно. Поругаюсь еще немного, ну неужели выход-вылет Солора нельзя было оставить?.. Итак, те пять минут, которые составили прыжковые соло Вани, и были тем основным спектаклем, на которые все собрались. Нет. Говорите мне что угодно, я буду критиковать, иронизировать, ругаться или исходить сарказмом по поводу всего остального, но когда он прыгает - это вызывает иррациональное чувство замирания под ложечкой безотносительно всего остального спектакля. Ну не знаю, как это объяснить, да и надо ли. Трезвый разум подсказывает, что пятый спектакль с ним в сезоне - и почти везде я пишу про одно и то же - фактура и прыжки первичны, роль вторична (кроме Спартака, где все совпадает). То есть - это уже его стиль, он знает, чего от него ждет публика и дает это, и это зачастую выглядит вставными номерами… Но опять повторю - номера-то отменные… В общем то, на что я пришла, именно от Вани я получила. Причем зал был со мной в полной мере солидарен.

Радость моя, Оксана Кардаш - Гамзатти. Ну какая же умница и красавица! Каст в этом спектакле был заложенной миной. В выбор Солором простенькой Никии просто невозможно было поверить рядом с такой Гамзатти. Красота, грация, харизма, достоинство - все в ней было. Она - из тех принцесс, что делают мужей королями. Забавный, правда, был момент, мне показалось, что между Иваном и Оксаной в момент первого знакомства пробежала «смешинка», и за шахматами им стоило усилий не смеяться, глядя друг на друга. Но партнерствовали они очень гармонично. Хотя Оксана немного высоковата для Ивана. Еще меня поразила женская мягкость и мудрость Оксаны-Гамзатти в соло третьего акта… Я не обращала внимания, заложена ли эта параллель постановщиком, или мне просто показалось, но Гамзатти в третьем акте будто спрятала свой характер и повторяла Никию в «корзинке». И, честно говоря, лучше повторяла… И красный костюм, и покорность, и пластика, вплоть до некоторых очень конкретных движений - она пыталась вызвать его любовь, мимикрировав под соперницу?.. Я задумалась… Если да, то это сильно. Мою бы точно вызвала))

Еще очень интересно было наблюдать за Никитой Кирилловым в партии Великого Брамина. Он выдал мимику и пластику достойную героев немого кинематографа - абсолютное состояние «в роли» и абсолютно рассказанная история. Немного утрированно - но очень вкусно. Я вспоминала Кторова в незабвенном «Празднике Святого Йоргена», причем именно в моменты, когда он изображал оного Йоргена)) Как он сжал кулак перед портретом Солора, точнее даже не сжал, а будто зверь в ярости выпустил когти - в одном жесте выразив все отношение к счастливому сопернику и уготованной ему судьбе… Его разговор с Раджой, ухаживания за Никией, предложение противоядия - очень выразительные и завершенные сцены.

Из массового и приятного. Первый квартет девушек в сцене свадьбы - Анастасия Лименько, Татьяна Мельник, Анастасия Першенкова, Ксения Шевцова. Очаровательны, точны, задорны. Обе Анастасии, которых я помнила по трагичным образам в Майерлинге, улыбчивы и прелестны. Ну и ТЕНИ. ВАУ!!! Прошу прощения за сниженную лексику, но тут правда - ничего кроме эмоций и междометий поначалу не рождается… Очень сильно! Раскритиковала я корду Стасика, а тут - ну не придраться. Да и мыслей таких нет. Все так доучено-доделано-дотянуто, ах! Все - как одно дыхание, как колебание воздуха, просто растворение в красоте. Накануне были волшебные виллисы, сейчас были фантастические тени. Просто невероятные. Загипнотизировали довольно сдержанный зал. И зал взорвался в конце - один из лучших моментов спектакля.

Ну и мой самый ожидаемый миг - да, Золотой Божок Дмитрия Загребина!!! Как там Штирлиц говорил - запоминается последняя фраза? Вот я и оставила его на самый конец. Да простят меня поклонники Вани, но я его уже довольно много видела, а Дмитрия - лишь раз, те же две минуты в октябре на премьере. Две минуты, когда аж дух захватило. Потом, в январе, совершенно выпав из балетных событий, я случайно натолкнулась в Ютюбе на любительскую запись его Божка, и восхитилась вновь, настолько, что стянула ее в пост, отдельно, просто, чтобы вдохновляться. Хотела отослать туда, но, увы, не так давно прошла кампания по вычистке из Интернета всех любительских записей из Стасика, и все, ее больше нет… Но как объяснить это ощущение, когда один короткий танец - а ты смотришь и не дышишь, чтобы даже вдохом не перебить, не потерять ни единого мгновения, чтобы весь его вобрать и отпечатать в сознании - отточенный до кончика каждого пальца, щедрый в амплитуде каждого взлета, завершенный в каждой позе, выверенный в одной эмоции - проводника божественной воли, золотого вестника провидения, своим лаконичным совершенством лишь подчеркивающем ее неотвратимость. Это чудо, браво! Насмотрелась я уже на Сережу и Ваню, чует мое сердце, изменю им в следующем сезоне с Дмитрием и Денисом)))

Ну вот, вроде, все хвостики поймала и прищемила)) И вот на этой оптимистической ноте - фото!



Перед началом, место встречи



Впервые сняла оркестр, а не пустые пюпитры))



Зал



Ну видимость из середины второго ряда, наверное, комментировать не надо)) Хотя, я бы оценила и ракурс подальше и повыше.



Таки куда же без пюпитра



Ну вот и поклоны


Три тени - Ольга Сизых, Мария Бек, Инесса Бикбулатова



Великий брамин - Никита Кириллов, Раджа Дугманта - Михаил Пухов, Магдавея - Сергей Мануйлов



Золотой Божок - Дмитрий Загребин. Дмитрий очень быстро поклонился и спрятался за девушек. И все время находился в глубине сцены, а я почти безуспешно за ним охотилась...



Никия - Анна Оль, Солор - Иван Васильев






Вот и Гамзатти - Оксана Кардаш попала наконец в кадр



Цветы достались всем центральным персонажам


















Зал благодарен




PS. И специально для одного моего весьма небалетолюбивого и саркастичного френда, которому все вышеизложенное скучно. А в самом начале там тигра на палке таскали - двухметровый плюшевый полосатый мешок! Прикольно качался, мягкий, видно, и тяжелый… А в Жизели - кабанчика. Но степень плюшевости кабанчика я тогда не разглядела. Но с пятаком, хвостом - все как ты любишь)))

[Ссылки на другие балетные отзывы - клик]PPS. Положу, пожалуй, ссылки на другие отзывы...

Жизель. МАМТ. Диана Вишнева. Сергей Полунин.
Спартак. Большой театр. Иван Васильев, Мария Виноградова, Владислав Лантратов, Мария Александрова.
Иван Васильев. Балет через нижнюю чакру. Часть 2. Жизель. Большой театр.
Иван Васильев. Балет через нижнюю чакру. Часть 1. Щелкунчик. Большой театр.
Иван Грозный. Большой театр. Лобухин, Никулина, Родькин.
Марко Спада. Большой театр. Холберг, Образцова, Чудин, Смирнова, Цвирко.
Спартак в Большом. Трансляция.
Спартак в Большом театре. Иван Васильев, Игорь Зеленский, Мария Виноградова, Мария Аллаш.
Баядерка в Стасике. Сергей Полунин.
Майерлинг. Сергей Полунин.
Дон Кихот в Стасике. Сергей Полунин.


отзывы, `х Петипа, театр, балет, `т Дмитрий Загребин, искусство, `х Макарова, "Баядерка", `т Иван Васильев, тр МАМТ, `т Оксана Кардаш

Previous post Next post
Up