Вечер современной хореографии. Большой театр. 19 03 16

Mar 20, 2016 13:30

Лайтфут-Леон - для души, Ван Манен и Килиан - для образования. Для меня смысл премьерного Вечера современной хореографии в Большом оказался именно таким.

В полном недоумении от названия - зачем надо было прибегать к такому безликому и неоправданному обобщению, когда в программе есть четкая конкретика - мэтры нидерландского балета? И как назовут вечер, если займутся хореографами английскими или французскими? Еще в этом контексте смутило слово «современная». Применительно к хореографии оно обозначает направление, которому не одно десятилетие. Но если этого не знать, то интуитивно ждешь от хореографии, названной современной, актуальности и созвучности сегодняшнему дню. Да если и знать - тоже. А по факту показывается произведения десяти- и сорока- летней давности, очевидно давно перешедшие из разряда актуального в разряд классики. И хотя я с прошлого лета знала, что за программу готовят, но все равно эта путаница, вызванная пустым названием, вызвала внутренний сумбур.




Еще в отношении Ван Манена и Килиана у меня сработала та же реакция, что и на того же Килиана и Джерома Роббинса, поставленных в МАМТе. С одной стороны, нашей публике надо дать возможность знакомиться с творчеством зарубежных хореографов, а с другой стороны меня занимает вопрос: а перенос на наши сцены их старых спектаклей точно является для нашего балета удачным направлением развития? Помнится, в отношении Роббинса я употребила слово «нафталин»… Это я извилисто оправдываюсь за неполучение катарсиса от первого и третьего балета вечера - это музейные экспонаты. Принято к сведению. Оценено величие замыслов, масштаб творцов и место в истории. Спасибо.

По исполнению - в отношении Ван Манена проявился в полной мере «эффект классических танцовщиков Большого». Я была страшно счастлива увидеть Родькина и Шипулину, да и вообще всю труппу, потому что мне критично был нужен антидот после Екатеринбурга. Но это было счастье отдельно от хореографии. Классические линии наших - национальное достояние, но они не растворяются в современных западных постановках. Вариации эти были не на тему Франка Бриджа, а на тему Курбского, Спартака и Ундины. Честно - в исполнении Дениса и Екатерины я бы предпочла таки Курбского и Ундину. А тут хореография требовала качества, но не классических премьеров, что доказала вторая пара - Виктория Якушева и Артур Мкртчан, которые были совершенно органичны и не менее выразительны. В отношении Симфонии Псалмов - все было масштабно, пафосно и безукоризненно, замысел - как на ладони, воплощение - совершенное.

Но изюминкой этого вечера была средняя часть - «Совсем недолго вместе» Пола Лайтфута и Соль Леон, свежая, яркая и действительно актуальная. И на сцене сразу - Крысанова, Лантратов, Савин, Капцова, Чудин, Цвирко и Дорохов. Такая концентрация лучших и любимых в одном месте - это пиршество духа и услада для глаз. Претензия одна - мало! Если в следующем году это произведение будет выдвигаться на Маску, то я не знаю, как будут выделять лучшего исполнителя. Они были прекрасны все, и что уникально - у каждого был собственный неповторимый рисунок роли. И для каждого он был в чем-то революционен.

У Влада, Дениса и Екатерины было много актерской игры, много медленного тягучего тугого движения в гробовой тишине, кричащей молчанием драмы на черном, пульсирующего нерва, натянутого струнами Макса Рихтера. Дуэт-сплетение-прорастание друг в друга Лантратова-Савина под глухой шум дождя - медитативный шедевр. Остальные четверо - контрастный бравур, алый фон, белые одежды, Бетховен, торжество телесной красоты, обнаженных торсов, прыжки и пируэты, фасад жизни. Нина Капцова - легкая гибкая муза трех мужчин, Игорь Цвирко и Дмитрий Дорохов - атланты, Семен Чудин - опять Аполлон? Он делает что-то невероятное. Я слукавила, когда сказала, что никого не могу выделить - у него, похоже, прорыв в этом сезоне. Хореография очень прихотливая, от классики там только часть, много игры, гротеска, много изысков, которым он отдается от души, и опять - великолепная, деликатная подача партнерши!

Сказать, что этот вечер будет так же популярен у публики, как классические балеты, я не могу. Да и с новыми постановками типа Героя Нашего Времени или Укрощения Строптивой я бы его рядом не поставила. У него своя ниша, и, наверное, будет своя публика. Хотя «Совсем недолго вместе» я бы рекомендовала посмотреть настоятельно. А об остальном - составить впечатление. В конце концов, больше эти произведения великих нидерландских хореографов у нас нигде не увидишь.

`т Владислав Лантратов, отзывы, `т Денис Родькин, театр, ст современное искусство, "Вечер Современной Хореографии", балет, искусство, `х Ван Манен, `т Семен Чудин, тр Большой театр, тр ndt, `х Килиан

Previous post Next post
Up