Тщетная предосторожность. Екатеринбург на Маске. 17 03 16

Mar 18, 2016 21:59

Жирные розы из маргарина

Когда режиссер самовыражается по поводу подвернувшейся под горячую руку несчастной оперы, презрев музыку и стиль оригинала, это называется режоперой. А как назвать наметившуюся тенденцию самовыражения художников по поводу подвернувшегося несчастного балета? С положенным игнором стиля исходного материала во имя небанальной идеи, посетившей светлые творческие головы. На опере можно хотя бы закрыть глаза и слушать музыку. А куда деваться балетному зрителю от изысков декораторов?




Такое чувство, что спектакль «Тщетная предосторожность» Екатеринбургского театра был отобран в конкурсную программу исключительно за небанальность и неуместность визуального решения. Ибо где еще зрителю так влупят по глазам собственными трактовками Ван Гога, Мане и прочих Дега, не имеющих никакого отношения ни к музыке, ни к сюжету, ни к танцам? Где-то там была чудесная хореография, собранная Сергеем Вихаревым из фрагментов Петипа и Бурнонвиля, была заводная музыка Гертеля. Был легкий комичный пейзанский сюжет, местами довольно уморительно обыгранный исполнителями. Но все эта изысканная основа была надежно прибита неуемным желанием художников поиграть в импрессионизм и залита толстым слоем вульгарного оформительского жирного крема, изобилующего тошнотворными разноцветными маргариновыми розами.

Оформление напомнило зал для утренника в детском саду. Пространство и так небольшой Новой сцены было еще вдвое уменьшено декорациями, и для танцев остался совершенно неприличный пятак размером как раз-таки с детсадовский зал - а то вдруг малышам будет неуютно. Темой утренника стало освоение в игровой форме запретной любви, непослушания родителям и творчества Ван Гога. И правда, такое детям лучше узнавать в саду, чем на улице! На заднем плане были намалеваны сельские пейзажи заявленного хэдлайнера, передний же представлял собой игротеку, наполненную крупными яркими развивающими игрушками самых доступных детям форм и самых броских цветов. Красные и синие лестницы вдоль белоснежных стен, желтая клетка с игрушечными курами, рыжие картонные снопы, еще что-то зеленое - повсеместные яркие, яркие, яркие пятна, заполняющие все сценическое пространство без единой возможности уравновесить буйство и дать отдых глазу.

Кому не хватило декораций, тем цвета добавили костюмами - особенно были прекрасны кобальтово-синий папа жениха и сам жених - канареечно-желтый. Красно-белому Колену не хватало шортиков поверх колготок, заячих ушей и хвостика для завершения образа мальчика-зайчика. Лиза же и ее подружки достойно изображали бурых девочек-белочек. Особенно этому способствовали черные колготочки и красные пуанты. Художник по костюмам, творя платья выше пояса, явно вдохновилась эстетикой импрессионистских Завтраков на траве, во всяком случае, шляпки и закрытые полосатые лифы девушек весьма напоминали картины Мане и Ренуара. А вот ниже пояса у нас уже пошел Дега - юбки отрезали на уровне колен, разрубив силуэт, и снабдили кружевными подъюбниками. Дега, правда, не пришло в голову добить картину черными колготками в сочетании с красными пуантами или белыми колготками с пуантами черными. Видимо, он догадывался, что балерине зачем-то нужны воздушность и длинные ноги, а не обрубки в разноцветных копытцах.

Учитывая, что девушки в труппе почему-то, как на подбор, очень миниатюрные, то такой вариант - закрытое платьице-шляпка-цветные колготки-тапочки - полностью создавал иллюзию танцующих детей, для которых любовные переживания были, мягко говоря, неуместны. Школьное исполнение довершило впечатление присутствия на детском спектакле.

Моментов взрослого качества было два. Первый - вся партия Мамаши Марселины в исполнении Виктора Механошина, роль, хоть и гротескная, но очень качественно сделанная. Второй - бурнонвилевская вариация Лизы в па де де второго действия. К счастью, хотя бы здесь умение Елены Воробьевой хорошо танцевать пробилось через тектонический слой визуального пиршества. Линиям же Петипа повезло меньше - они оказались надежно переломаны бутафорским костюмом героини. Героев в па де де едва удалось разглядеть на фоне гигантских и бескомпромиссно оранжевых стогов сена в характерных вангоговских разводах, почему-то заваливших белое классическое строение барского дома. Потом на фон этих стогов высыпали пейзанки в ярко-бирюзовых платьях с желтыми букетами и в черных колготках, но теперь с синими пуантами - и мой мозг взорвался окончательно.

Пройдя пик творческого озарения в психоделике внутреннего убранства дома Лизы, художники утомились, и свадьбу сделали черно-белой на белом же фоне. Сзади торчал огромный лиловый вангоговский ирис, а то как бы не забыли, по поводу кого банкет! К счастью, к финалу и музыка стала совсем заводная, и Мамаша Марселина что называется «отожгла», с игривым приветом сидящему в зале Николаю Максимовичу и его Вдове Симоне. Все немного себя отпустили и спектакль докатился до конца вполне на подъеме чувств.

Уже прошел почти день, но мне до сих пор нехорошо при воспоминании об этом лубочном балагане. Редко такое бывает, но, как оказалось - бывает.
_______
Смешно, а фото как раз получились, причем с самых визуально спокойных моментов))
[Фото]






















отзывы, театр, фест Золотая Маска - 2016, балет, искусство, "Тщетная предосторожность", тр Большой театр, тр ЕГТОиБ

Previous post Next post
Up