Непал - Катманду и Бхактапур. Свои воспоминания и грустные мысли...

Apr 28, 2015 14:28

Смотрю новости о землетрясении в Непале с ощущением сопричастности - были там. Внезапно полезла искать наши фото - что рухнуло? - и залипла в воспоминаниях.




Ощущения от исторического центра Катманду и Бхактапура - портал в другую вневременную реальность. Фантастическая аутентичность этих вековых храмов посреди патриархального города, коровы, лежащие между деревянными пагодами прямо на центральной площади, кружевная вязь деревянной и каменной резьбы, нищие непальцы, набирающие воду из каменных колодцев и торгующие диковинными для нас фруктами и специями прямо на мостовой, буддийские ступы с глазами древних существ Шамбалы, увешанные разноцветными флажками, крутящиеся молитвенные барабаны... И - близость к небу. Город, скрытый в долине-чаше между космическими горами и застрявший между веками, куда самолеты заходят на посадку по узкому коридору среди горных вершин, а авиакомпания, летающая к Эвересту называется "Будда Эйр" - что мы перевели как "Ну, с богом!". Бог за что-то прогневался на них...

Немного воспоминаний о Катманду.

Храм Пашупатинатх на реке Багмати, стоит тут с V века. Багмати - маленькая речка-переплюйка, протекающая через Катманду, с сакральным значением, которое в принципе приписывает рекам индуизм.




Самое первое, что видит посетитель - набережную храма, где проводят погребальные обряды. На каменных ступенях сжигают тела, костры горят вдоль всей набережой, потом прах сметают в воду - круг жизни замыкается. Слава богу, это на другой стороне речки, там лучше не находиться - запах... Впрочем и до противоположного берега он доносится, да и само зрелище очень тяжелое, хотя местные настроены весьма философски. Тут же в реке моются, стирают, чистят зубы. Фото с самой речкой показывать не буду, вдруг ест кто. Индуизм - он такой...




На этой стороне - обряды для живых. Куча всяких божьих людей, йогов, астрологов. Непальцы приходят сюда проконсультироваться и поворожить на все важные случаи жизни. Туристов немного, но божьи люди позируют охотно и небесплатно.




Сам комплекс. Вот этот ритм множества мелких пагод - совершенно завораживающий и умиротворяющий какой-то... Мартышки - как дома. Вспочем, они и есть дома))




Это уже центр города. Ступа Боуднатх, XIV век. Буддистсткая, самая важная в Непале. Вообще по всему Непалу индуизм и буддизм соседствут мирно и повсеместно - с юга лежит огромная идуистская Индия, с севера - за гималайским хребтом - буддистский Тибет, а Непал - как раз на границе культур. После нвероятной помойки индуистских мест, неизменно отмеченных философским отношением к отходам любой жизнедеятельности, я рвалась в буддистские ареалы, чтобы глотнуть воздуха - там ЧИСТО! Даже подметают песчаные площади.

Ступа - культовое сооружение буддистов в виде массивного полушария, увенчанного башенкой. Она не полая, для нахождения внутри не предзанзачена. Здесь культовую роль играет концентрация и закручивание энергии, которое задает такая форма. И вообще буддисты общаются с вышними силами, придавая вращение объектам. От этого - молитвенные барабаны, которые надо раскручивать, отсюда же - и круглые ступы, вокруг которых надо обходить. Строго по часовой стрелке и желательно 108 раз! А вот глаза на них - это точно из другого мира... Вы слышали о Шамбале? Погуглите...




Рядом - аккуратненький буддистский монастырь.




А это уже храм Сваямбунатх - тоже буддистский, V века. Точнее не храм, а комплекс ступ - они очень разные по форме и размеру, но большинство - с глазами)) И их - 108.




А прямо среди них короли индуистской династии Малла в XVII веке построили свои сооружения.




Вот как-то так все и сплетается




А с холма, на котором расположен Сваямбунатх, открывается вид на долину Катманду.




И теперь спустимся в город и направимся в исторический центр - к той самой несчастной площади Дурбар, все сооружения которой, похоже, сложились, как карточный домик.

В центре города таких домов - множество (не хочется писать "было"). Эти сооружения восходят к XVII веку, не скажу точно, с какого периода каждый конкретный кирпич и доска и когда что подновлялось, но именно при Малла так застроили центр.




Торговля крупами и специями




Очередь за водой у общественного колодца. Тут же пьют, тут же моются.




А вот и площадь Дурбар, XVII век, династия Малла. Непальцы считают пагоду своим национальным изобретением, которое уже потом распространилось по Азии.




Вот эта башня разрушилась точно, видела фото с остатками ступенчатого постамента...(((




Хотя - ну как такое могло устоять? Еще когда мы там были, постоянно задавали себе вопрос, как это все еще не упало - с виду все очень ветхое, видимо поддерживали по минимуму.




Деревянная резьба - национальное искусство Непала. Такие наличники снимают и забирают с собой при переезде.




А вот и панорама самой площади. Как и было обещано - коровы, голуби и полный дзен.




Это самый центр города рядом с правительственной резиденцией, вполне функциональное городское пространство и музей под открытым небом одновременно.




Закат над горами...




А это уже Бхактапур - город рядом с Катманду, который был столицей в XIV-XVI веках. Застройка того же периода, в том же стиле шикхара, комплекс центральной площади - тоже под названием Дурбар - отнесен к всемирному наследию ЮНЕСКО. Самый высокий храм правее - Ватсала-Дурга XVII века - разрушен полностью.




Ну еще немного жизнеутверждающих образцов стиля, с надеждой на лучшее... Милая бабушка у входа в королевский дворец позирует за денюжку, если не дать, то, как сказал гид, проклянет.




Павильон для королевской семьи, из которого они наблюдали за процессиями на площади




Колокол "лающих собак" - по преданию при его звуках все окрестные собаки начинали лаять.




По соседству на площади Тауматхи Толе расположен самый высокий храм в долине Катманду - Ньятапола. Его фото, не испорченного нашими ликами, у меня не оказалось. А напротив него - Бхайравнатх, тоже XVII века - вот он. .точнее это уже не он, а его реконструкция 1934 года, сделанная после еще более разрушительного землетрясения. Ньятапола тогда устоял, а Бхайравнатх - нет. Что теперь?..




Со второго этажа одного из таких вот зданий, на котором была расположена едальня с открытой терассой, и где на самом деле было страшновато находиться, открывался завораживающий вид на рухлядь исторические памятники. Как оно вообще живо?.. Хотя основа-то - кирпичная, только наличники, видимо, навешивают и крышу периодически обновляют. Очевидно - нечасто и по технологиям XVII века)))




Вот, сняла потом эту харчевню.




Бхактапур вообще полон подобных храмов и памятников, я покажу еще один - храм Даттатрейя, XV век. Вроде бы построен из ствола одного дерева.




И еще образец деревянной резьбы, коей в городе какое-то нереальное изобилие.




такие же, как в Катманду, дамы у колодца - с городской инфраструктурой там откровенно плохо. Если бы не две девушки в спортивных куртках поверх национального - живой кадр из исторического кино.




Мы еще тогда поездили по стране, это был весьма экзотический, безумно интересный, хотя и далеко не самый комфортный опыт, но я не буду сейчас к нему возвращаться. Просто надеюсь, что жертв и разрушений больше не будет.

Ссылка, которая меня сподвигла - Фото разрушений исторических памятников в Непале

Другие рассказы о путешествиях:

Италия
Абу-Даби
Бразилия
Гонконг

Я в Фейсбуке, в Вконтакте, в Твиттере и в Инстаграме

путешествия, Непал

Previous post Next post
Up