Еще в понедельник попала на золотомасочный показ спектакля питерского Александринского театра "Экспонат/Пробуждение", но дописала только сейчас. Номинация - современный танец (и еще три), авангард авангардом, я такого раньше не видела. Да, судя по отзывам критиков, не только я не видела - они все весьма воодушевились. При своих довольно конформных балетных предпочтениях сама бы не догадалась на такое выбраться, а штука оказалась совершенно завораживающей!))) Вы были в Планетарии? Когда там свет гаснет и под неспешную музыку вам начинают показывать на куполе кино про планеты и созвездия? Все так мимо вас летает, и вы будто в космосе. Теперь добавьте к этому кучу мультимедийных эффектов, местами транс такой звуковой, и смотреть надо не вверх, а вниз перед собой - там в этом всем колбасится живое существо. И классно колбасится! Мало того, что совершенно не по-человечески, так еще и сопереживаешь ему)) ВотЪ.
До. Зрители только расселись, ничто не предвещает.
Это я написала за пять минут. А приличный высушенный текст мучила три дня. Все таки свой блог и какой-то универсальный обезличенный текст с претензией на анализ - это совершенно разные жанры. Но детали все там, переписывать не буду, положу как есть.
Теория эволюции
В программе «Золотой Маски» показали танцевальный перформанс Александринского театра «Экспонат/Пробуждение»
В небольшом - примерно четыре на четыре метра - квадратном «бассейне», засыпанном прозрачными гранулами, похожими на дробленые кристаллики льда, лежит сверток. Он лежит неподвижно, как реквизит, еще когда зрители заходят в зал и рассаживаются по четырем сторонам этой необычной сцены. Зал погружается в темноту и на еле заметном, слабом, как ночник, пятнышке пробивающегося со дна голубого света сверток оживает. Глухие далекие ритмичные шумы, напоминающие звук пульсации крови в сосудах или ветры дальнего космоса, наполняют пространство. В эти минуты нет ничего, жизнь только заявляет о себе неосознанными, инстинктивными спазмами кокона, мутными тенями в его сердцевине. Эмбрион внутри шевелится, на поверхности оболочки очерчиваются то позвоночник существа, то рука, пробующая на прочность стенки. И вот нетерпеливые порывы превращаются в одно сплошное биение и кручение внутри, и оболочка наконец лопается. Новое существо родилось. Так начинается перформанс Анны Абалихиной «Экспонат/Пробуждение».
Экспертный совет «Золотой Маски» выдвинул этот спектакль в четырех номинациях - лучший спектакль в жанре современного танца, лучшая работа балетмейстера, лучшая работа художника и лучшая работа художников по свету. У молодого и успешного хореографа Анны Абалихиной - выпускницы Московского хореографического лицея и мировой лаборатории современного танца Rotterdam`s Dance Acdemy - за плечами и опыт танцовщицы, и номинации на «Золотую Маску», и эксперименты с синтезом движения, медиатехнологий, интерактивного видео и звука, и кураторство направления «Танец» в проекте «Платформа». Ее соавторы - известная московская художница Галя Солодовникова, греческий саунд-дизайнер Вангелино Курентзис, художник по свету Сергей Васильев и медиа-художник Евгений Афонин. А роль «Экспоната» по очереди исполняют Юрий Чулков и Полина Пшиндина.
Коллектив определяет свое произведение как «междисциплинарный сольный перформанс-инсталляцию». Это часовой спектакль, на протяжении которого единственный актер/танцовщик/исполнитель - обнаженное, лишенное видовой и гендерной идентификации существо в едва заметном латексном белье и шапочке-шлеме с инопланетными «рожками» - в «песочнице» с кристаллами демонстрирует все дарвиновские этапы эволюции. Электронный саунд состоит из шумов и медитативных звуков, которые принято ассоциировать с научно-популярными фильмами про дальнее и непознанное. В завораживающие абстрактные видеопроекции, то погружающие в океанские глубины, то выносящие на песчаный берег, то опаляющие зноем потрескавшейся под солнцем пустынной земли, вписан мечущийся «экспонат», шаг за шагом осваивающий каждое новое пространство. Он эволюционирует от подражания движениям простейших водных организмов, через аллюзии на рептилий и кошачью грацию млекопитающих к преодолению тяготения и превращению в двуногое прямоходящее. Танцовщик заставляет забыть о собственной человеческой природе - так не может двигаться существо, у которого есть руки, а не плавники, которое находится в воздухе, а не в воде.
Но авторы из сюжета научпопа сделали захватывающую драму. Каждый шаг в развитии героя полон новых открытий, и каждое новое физическое состояние - это еще и новое состояние сознания. Только вылупившийся из кокона эмбрион может лишь обессилено лежать, вбирая новые ощущения расправленного, ничем не скованного тела. Но по мере узнавания мира, его чувства становятся все сложнее и сложнее. Сначала он не более чем инстинктивно упорен в попытках ползти и пользоваться верхними конечностями-плавниками, но потом - радостно, как дельфин, гоняется за световыми полосками в бассейне - и это уже почти симфония эмоций. Он познает границы, когда раз за разом атакует деревянные бортики «песочницы», и с любопытством открывает, как перехлестывает через них волна песка - он мыслит. Выброшенный из воды на берег, он катается по песку, вбирая новые ощущения воздуха на коже и тверди под собой, высушенный раскаленными лучами он обретает уверенность, и рождается существо, обладающее не только сухопутной грацией, но и волей. Последний отчаянный порыв - попытки встать на ноги - полная драматизма кульминация, когда вокруг падающего и снова поднимающегося на ноги героя безжалостно сужается квадрат отведенного ему пространства, и ему больше негде ни плавать, ни ползать, даже на четвереньки встать негде, только выпрямиться - и он встает, став человеком.
После. Это уже все закончилось, все долго аплодировали и начали расходится, а экспонат стоит.
У авторов получилось высказывание - захватывающий парафраз теории эволюции, но не буквальный, а его тонкое философское переосмысление. Тут есть не только эволюция механики движения - от примитивных существ к вставшему на ноги человеку. Это еще и драма - эволюция познания себя и мира, развитие чувств, самоощущения, рассказ о пробуждении эмоций и воли. Путь «экспоната» из небытия к обретению себя можно трактовать в любой плоскости - как путь тела, души, мысли, идеи… Но, пожалуй, это еще - действительно эволюция в хореографии.
_______________
Да, и я не удивлюсь, если этой штуке дадут Маску.
Другие отзывы о театре Я
в Фейсбуке,
в Вконтакте,
в Твиттере и
в Инстаграме