Часть 1. До колбасы.
Этот вечер стал для меня балетным неожиданно, благодаря программе класса критики «Золотой маски». Так что я теперь вся в раздумьях, как выразить свои впечатления - «как есть» или «как надо»??))) Помните, у Фрида в дивном фильме «Дон Сезар Де Базан» героиня Самохиной пела: «Ах, меня совсем не так учили, я по-светски разговаривать должна…» Впрочем, у меня, как и у нее, суть от формата не зависит, я лишь прикидываю, в какую форму ее облечь. Ну ОК, часть первая, «блогерская».
День был на редкость насыщенный. С утра меня угораздило поехать в Кассы БТ, взглянуть на ситуацию с продажей на «Даму» и Вечер Васильева. Чего я не ожидала - это хвоста на улице. Причем по оценкам стоявших - часа на два. Промозгло, снег с дождем, под ногами мокрое месиво, я - в «ботиночках на тонкой подошве» и на каблуке, так как в театр же вечером, через 20 минут стояния поняла, что, во-первых, не успею до начала лекции, во-вторых, промерзну и заболею. Поехала на занятия, там немного отогрелась, особенно от энергии невероятной Ольги Федорченко
bloha_v_svitere(Оля, спасибо, просто замечательно!), но надо было бежать в Стасик на вторую пару. Дождь, лед, каблуки, поесть тоже некогда. Вторая пара - в балетном классе - тоже очень интересная, но и там некогда было расслабляться, потому что оттуда надо было перемещаться уже в Большой. Опять забег на скорость по Дмитровке, влетели за десять минут до спектакля, я только программку купить успела. Пищи духовной в организм за день вошло в избытке, переварить бы, пищи материальной - не вошло вообще. Поэтому на самом деле, самым ярким человеческим впечатлением от этого вечера для меня оказался бутерброд с колбасой в антракте с чашкой горячего чая. На нем было аж четыре кусочка колбасы, и они свисали по краям с хлеба! Какой кайф… Предваряя собственно балетную часть, скажу, что «Квартира» была до колбасы, а остальное - после)))
Часть вторая, как бы «критическая». На самом деле для класса напишу другой текст, а тут отведу душу))) Там было так много всего и всех, что даже по несколько слов о каждом из моментов - все равно получается очень объемно, поэтому в один пост не войдет. Зато - полное представление о степени сумбура эклектики вечера.
Самым ярким творческим впечатлением этого вечера стали Мария Аллаш в роли Тальони, Руслан Скворцов Джеймсом, и Влад Лантратов в Классической Симфонии. Хотя, программа была настолько разнородной, и выбор был настолько на любой вкус, что даже при самых разных предпочтениях, каждый нашел бы что-то для себя. Состояла она из трех стилистически совершенно не сопрягающихся частей, внутри одной из которых еще был набор номеров из разных балетов. Можно порассуждать на тему, зачем театр сделал такой сборник, можно попробовать догадаться… Хотя очевидного ответа тут нет, и, к сожалению, продажи на эту «тройчатку» говорят о том что зрители тоже не вполне понимают, как к этому действу относиться. Единственным хоть сколько-нибудь логичным объяснением могло бы быть допущение, что театр таким образом хочет продемонстрировать всю палитру своего репертуара и возможности своих танцовщиков - от традиционнейшей классики до самого авангардного контемпорари. Но, похоже, в итоге, любителям классики этот современный балет - лишний, а любители авангарда засыпают на Дивертисменте. В антрактах я присматривалась к публике, хотела понять, кто зритель такого вечера? В основном это - или совсем неискушенный народ, пришедший в нарядном провести субботний вечер, много молодых пар, видимо, фактор цены тут не последний, или опытнейшие балетоманы, которые все уже видели не по разу, и ходят, чтобы посмотреть на артистов, на вводы, на дебюты, обсудить, кто куда вписался или не вписался, кто в какой форме, и насколько сегодня лучше или хуже, чем вчера, позавчера или на прошлой неделе. Думаю, что интереснее было бы все же эклектику этого сборника убрать, превратив его или в вечер современных одноактников, или в классический дивертисмент - смотр хитов репертуара, но в любом случае - во что-то стилистически однородное.
Первой частью шел одноактный балет Матса Эка «Квартира». Это абсолютный образец современного танца от очень популярного хореографа, такое пластическое высказывание на тему человека в современном мире, безо всяких возвышенных идей, философского пафоса, просто человека, жизнь которого проходит в крайне приземленных обстоятельствах, в квартире, в окружении бытовых предметов. Балет представляет собой ряд зарисовок, тема каждой из которых закручена вокруг какого-то объекта. Есть биде, плита, пылесосы, телевизор, есть, правда, еще пешеходы и эмбрионы. А, еще есть дверь. Муляжи предметов присутствуют на сцене, из плиты даже идут клубы дыма - там пара, оказывается, увлекшись выяснением отношений, забыла в духовке ребенка… Девушка, то ли страдающая без мужчины, то ли с горя согрешившая сразу с четырьмя, то пристраивается на биде, то топится в нем, то в итоге оказывается им раздавлена. Молодой человек не может оторваться от телевизора, будто прикованный к нему невидимыми цепями, опутанный канатами, извивается на кресле, ползет, падает, хочет вырваться и, не сумев, умирает в мерцании экрана. (Кстати - очень тонкая работа Семена Чудина). Бодрые дамы яростно исполняют нечто на тему ирландского риверданса с пылесосами, но я почему-то в этот момент вспомнила не «Lord Of The Dance», а незабвенных Лицедеев, у которых во многих номерах была такая неубиваемая брутальная бабка-уборщица со шваброй, в бесформенных юбке и кофте и в платке, заправленном за уши, интересно, Эк ее видел?))) Еще, уже не у Лицедеев, а здесь, была дверь - и пара, познакомившаяся и влюбившаяся возле нее. Самый, пожалуй, лиричный и трогательный эпизод. Правда - без счастливого конца, да он и не уложился бы в общую концепцию балета. Заслуженно сорвавшие аплодисменты за этот дуэт Денис Савин и Марианна Рыжкина.
Вообще исполнители здесь для меня были главным камнем преткновения в восприятии действа, потому что я за всеми этими небанальными, иногда нарочито уродливыми, подчеркнуто антиэстетичными движениями упорно видела классических танцовщиков Большого театра, некоторых из которых вообще только что наблюдала в пуантах и колетах. И во мне все протестовало против этих ломаных линий, против этого физиологизма в исполнении танцовщиков, отмеченных пластикой и менталитетом классической школы, которые невозможно было затолкать в рамки контемпорари. И я все время думала о том, что такую хореографию станцует гораздо больше народа, чем ту красоту, что подвластна этим академистам, и что ребята заняты не своим делом. Из того, с чем я могу сопоставить, я этом сезоне видела
«Сложения» Шен Вэя - балет, в котором исполнители абсолютно обезличены, они только инструмент в руках постановщика, такой же, как декорации, свет, только - движущийся. И там была полная гармония. Наши в этом действе совершенно не растворились, здесь у нас за каждым биде - личность, причем из МГАХ или Вагановки… И это не дает переключиться.
Пожалуй, с отсутствием философского смысла я погорячилась, он, конечно, в балете заложен, и самая пронзительная тема - это одиночество и непонимание, запертость людей в своем мирке и неспособность достучаться друг до друга. Считывается это? Да, безусловно. Трогает? Меня - нет. Хотя, может быть дело и в колбасе)))
Поклоны после «Квартиры». Интересно, что моя скромная техника заразилась моим настроением. С «Квартиры» получился единственный хоть сколько-нибудь резкий кадр, а дальше - чем больше мне нравилось, тем больше получалось)))
Не могла успокоиться, хотелось проиллюстрировать впечатления, полезла искать видео Лицедеев - бабки со шваброй, а нашла вот это - "Пылесосы" в исполнении французов. Все что не делается, все - к лучшему! В этом исполнении никакая ирония неуместна - оно совершенно гармонично. У нас, увы, не так... Все-таки я права была на счет разницы менталитетов...
Click to view
И все же нашла!!!! Смотреть с 1:18.
Click to view
Продолжение -
здесь Другие отзывы о театре Я
в Фейсбуке,
в Вконтакте,
в Твиттере и
в Инстаграме