Дворец семейства L'Huillier-Coburg (произносится, как любезно подсказывает Википедия насчёт первой части фамилии: lüilié) встретил нас силуэтами летучих мышей на воротах. Хэллоуин всё же.
И был бы это дворец как дворец, барокко, 1 половина XVIII века… Но в нём оказалась живопись. И какая!
По потолкам покоев, сиренево-фиолетовым, порхают там упитанные амурчики, чья анатомия явно подчиняется каким-то правилам, но, очевидно, не земным.
Компанию им составляют изящно скомпонованные группы, изображающие не иначе, как хозяев дворца, но в роли сельских тружеников. Балетное изящество позы - и грабли в руке. Декольте, парик, пудра - и серп.
Жанровой неопределённостью сцены эти начинают напоминать «Танцы» или «Запуск змея» и другие по-испански реально-фантастические и магически-реалистические картины Гойи, написанные, однако, чуть позже.
Фигуры будто отражаются в кривом зеркале… нет, скорее уж, в блестящей поверхности какого-нибудь канделябра.
Вот как ножку-то вытянул кавалер в золотом камзоле и зелёном кафтане. Животик округлый, как у Кокоринова на портрете Левицкого… А музыкант?! Трубка в зубах - направо, скрипка - налево, сапожок со шпорой. А фигура (тоже с трубкой) в углу? Этот лысый в широкополой шляпе в компании кривопопого амура - кто он? Или она?
Дама на качелях. Этот сюжет ввёл в живопись, если не ошибаюсь, Никола Ланкре, прославил Фрагонар, он
появится и у Гойи через семнадцать лет. И - тут, в венгерской глуши, за Мишкольцем. У дамы в жёлтом причёска/парик открывают её лоб и висок на грани карикатурности - на портретах того времени нечто подобное угадывается, хоть бы и у Рокотова, но лишь угадывается; на платье падает тень от балюстрады. А лицо её кавалера красно от возбуждения? Или это рефлекс от красного платья качающейся дамы?
В следующем зале на небесах скандал. Зевс-Громовержец рвёт и мечет, сидя то ли на чёрном орле, то ли прямо на люстре, божественная, но не персонифицированная дама закатывает глаза, ангелы размахивают руками…
Помню я таких размахивающих руками ангелов, помню.
Росписи церкви Иоанна Крестителя в Рацкеве! По времени, правда, дистанция между ними - два века с лишним, Ласло Патай расписал ту церковь в 1994-м. Знал ли он про росписи этого дворца? Не знаю, но мерещится мне в его живописи их отзвук, этакий привет через два столетия, напрямую, через голову великого испанца.
Там ещё и кино показывают, вполне художественное. Про то, как пришёл художник в усадьбу, выслушал пожелания хозяйки, и всё это нарисовал.
Звали художника Lieb Ferenc, и о нём, похоже, мало что известно.
Но там ещё залы, и ещё…
Был бы этот дворец чуть поближе к Будапешту, не за Мишкольцем, я бы туда снова, и не раз, съездила.