На самом деле поставленный в заголовке вопрос может показаться смешным: ну, разве не очевидно, что "Мерседес" - даже не "600" (Mercedes-Benz W140 c кузовом «600SE») - во всех отношениях гораздо более совершенный автомобиль, нежели вся "линейка" "Запорожцев", вместе взятая. Однако на самом деле все не так однозначно - а точнее, совершенно не так однозначно, как принято считать. И в действительности "творение" запорожского завода "Коммунар" может рассматриваться, как....
Впрочем, пойдем по порядку. И, прежде всего, отметим тот факт, что само сравнение "Запорожца" - не важно, имеется ли в виду ЗАЗ-965 или ЗАЗ-968М - с любыми "Мерседесами" некорректно: это машины совершенно различных классов. ("Аналогов" зазовских моделей концерн "Mercedes-Benz" никогда не производил, равно как запорожский завод никогда не производил аналогов "Мерседесов" любых типов.) И реальное если с чем из "немецкого автопрома" данные машины и можно сравнивать, так это с пресловутым "Volkswagen Käfer" - он же "Фольксваген-Жук". Поскольку именно эта машина, собственно, и выполняла те же функции, которые возлагались на "Запорожец". А именно: была дешевым городские малолитражным автомобилем.
Так вот: в сравнении с этой машиной тот же "ЗАЗ-968" выглядит вполне прилично - да, у "Жука" несколько большая "колесная база" (2400 против 2160), но в целом эти машины похожи. Даже мощность моторов у данного "Фольксвагена" равна "запорожской": 40 л.с. (И расположен этот мотор там же, что и у "Запорожца" - а именно, в багажнике. Точнее, в "заднем объеме", конечно же.) Хотя, конечно, тут сразу же стоит сказать, что "Запорожец" - даже "горбатый" (ЗАЗ-965) - это намного более современная модель: он был спроектирован в конце 1950 годов, в то время, как "Käfer" имел своим "крестным отцом" небезызвестного Адольфа Алоизовича. Который, собственно, и выдвинул "техзадание" для данной машины, должной стать символом роста благосостояния населения Третьего Рейха.
Но "Алоизыч" кончил очень плохо, и "Жук" пошел в серию только в конце 1940 годов - при этом, разумеется, сохранив "решения" конца 1930. На этом фоне не только "горбатый", но и итальянский "Фиат-600", с которого, в значительной мере (но не полностью) "рисовали" первого "Запорожца", выглядит машиной нового поколения. Про 966-968 модели и говорить нечего. Но при этом немецкого "Жука" производить закончили только в 1974. (ЗАЗ-965 "ушел" с конвейера еще в 1969 году.) А в Латинской Америке данную модель выпускали аж до ... 2003 года.
Потому, что в реальности именно архаичность немецкого автомобиля - даже на фоне машин 1960-70, а то и 1990 годов - оказывалась причиной его популярности. (Всего изготовлено было более 21 млн. экземпляров - больше, чем у какого-либо иного автомобиля вообще.) Равно как именно архаичность была причиной популярности других подобных машин - например, французского "Ситроена Де Шво" (Citroën 2CV). "Де Шво", кстати - это "две лошади", именно такой была мощность двигателя данного автомобиля при изначальном проектировании. (Правда, выпускался он уже с мотором на целых 9 л.с.) И ничего - это не помешало "Де Шво" производиться до самого... 1990 года. Причем, во Франции, при обилии более мощных, современных и дорогих машин.
То есть, еще раз можно сказать, что в целом все "Запорожцы" были вовсе не "убогими повозками" - как это было принято считать в позднем СССР. ("Полчаса позора - и ты на работе".) Нет, это были вполне современные "нишевые" модели, имеющие не только низкую цену (3800 рублей за ЗАЗ-968М в 1988 году), но и достаточно "интересные" параметры. (Например, проходимость "Запора" была вполне "внедорожной" - он заезжал туда, куда только "полный привод" может докатить.) И главная проблема этой машины была, ИМХО, в почти полном отсутствии технического обслуживания: если "вазовские" и "газовские" СТО в СССР еще встречались (даже АЗЛКшные были), то "зазовские" существовали, наверное, только в городе Запорожье. Ну, а "гаражный подход" не предусматривал нормальную "профилактику", со всеми вытекающими последствиями.
Впрочем, если честно, то это только "присказка". Потому, что даже тот факт, что "Запорожец" был не хуже многих западных популярных машин, в общем-то, "выше Мерседеса" его не делает. (Ну да: "Фольксваген Жук" и "Ситроен Де Шво" - это одно, а "Мерин" - это другое. Хотя в Европе люди вполне могли отказаться от покупки "Мерседеса" в пользу "Жука" даже при наличии денег.) Однако это только на первый - и самый "примитивный взгляд". "Взгляд", который видит только один ничтожно малый "кусок реальности" - скажем, одну только сферическую машину в вакууме.
И не видит тех сложнейших процессов, которые, собственно, и позволяют этой машине появиться на свет, а затем успешно функционировать. (Это можно отнести ко всему.)
Я уже неоднократно писал о подобном - например, в плане того, почему массовая автомобилизация в СССР началась только в 1970 годы. Если кратко - то потому, что именно к этому времени в стране были освоены запасы сибирской нефти, что сделало возможным не только дать дешевый массовый бензин, но и, скажем, асфальт и искусственный каучук для шин в нужном количестве. (Массовое строительство предприятий нефтехимии - это 1960 годы.) Хотя даже в это время мощностей отрасли не хватало - скажем, "по шинам" на нужный темп удалось выйти только к концу 1980 годов. (Зато теперь никаких проблем: большая часть "импортной резины" выпускаются на построенных в 1970-80 годы советских заводах.)
То же самое происходило по всем остальным, необходимым для автопроизводства, областям. Начиная с автоэлектрики (свечи, реле) и заканчивая производством металлопроката нужного типа. (Скажем, для выпуска ВАЗ-2101 требовалось два, кажется, вида металлического листа. Для производства же ВАЗ-2108 - уже четыре. И это только лист!) На этом фоне становится понятным пресловутый "консерватизм" советского автопрома: в реальности автоконструкторы тут только и делали, что предлагали новые революционные модели. И, скажем, на том же АЗЛК смену знаменитому "412 Москвичу" разработали уже в 1972 году! Но внедрить новую машину в условиях нехватки множества вещей было невозможно - и поэтому "2141" пошел только в 1989! ("Москвич-2140" был чистым паллиативом.)
Собственно, то же самое можно сказать и про "Запорожцы": на самом деле завод "Коммунар" при получении необходимых условий вполне был способен освоить производства чего-то "мерседесоподобного". (В смысле, автомобиля C, а то и D-класса.) Однако это потребовало бы перестройки не только одного завода со всем его оборудованием, но и множества иных областей. (Поэтому реально Д-класс в СССР крупносерийно никто не выпускал: "Чайка" делалась мелкой серией.) Что, разумеется, было невозможным.
Впрочем, нет, был еще "путь" - а точнее, два схожих "пути". Во-первых, это закупка всего нужного оборудования - да и материалов - за рубежом. (Как это делают западные компании, а сейчас и многочисленные российские "автосборщики".) Во-вторых, можно было тупо покупать там машины. Однако для этого необходимо было "встроить" советскую экономику в западные рынки, что тогда было невозможным. Потому, что с одной стороны продавать свою высокотехнологическую продукцию на Западе СССР было очень трудно: подобные рынки закрыты очень сильно, а для того, чтобы продавать там сырье (как РФ) необходимо было бы почти уничтожить свою собственную экономику. Ну, а во-вторых, СССР тогда был опутан множеством "ограничений в торговле", и "просто взять - и купить нужное оборудование", например, тогда было невозможно.
Для того, чтобы это можно было бы сделать, потребовалось уничтожить социализм и развалить страну на множество республик. Большая часть которых попала под "прямое внешнее управление" Запада. И только после этого к нам "потекли" вожделенные "Мерседесы", и порой даже за приемлемую цену. (Подержанные.) Но плата за эту возможность - за "право крутить баранку не "Запора", а "Мерина" - оказалась крайне высокой. Потому, что "внешнеуправляемые страны" действуют не так, как надо их жителям, а так, как надо тем, кто ими управляет.
Причем, порой выгоды "внешних управленцев" могут привести к тому, что само физическое существование жителей страны станет невозможным. Так, например, происходит с государством, в которое превратилась Украинская Советская Республика - та самая, что и выпускала "Запорожцы". В том смысле, что она не только была вынуждена уничтожить всю свою промышленность - включая и выпуск собственных легковых машин (тот же ЗАЗ перестал производить "Славуту" еще в 2000 годы, перейдя на чистую автосборку, а с 2014 года и последняя стала невозможной: в 2018 году завод обанкротился), но и вынуждена была начать вести самоубийственную политику русофобии и конфронтации с Россией. Которая завершилась известно как.
В результате потомки тех, кто "не желал испытывать полчаса позора" за рулем непрестижной "тачки" - а желал "стать владычицей морскою", в смысле, ездить на западных суперкарах - убивают друг друга "за право" это делать. Видимо, лежать в гробы приятнее, нежели быть вынужденным "потреблять отстойные вещи"! Ну, а говорить об украинской автомобильной промышленности - равно как и об украинской промышленности вообще - стало просто невозможным. Да и в России ситуация пускай получше, но не сильно. (Да, ВАЗ буквально чудом спасли - а ведь Рено-Ниссан должны были к 2024 году его реально уничтожить, превратив в чистую автосборку. Но все остальные заводы похерили - включая выпуск "Волг" на ГАЗе.)
То есть, проще говоря: когда жители нашей страны "вынуждены были ездить на Запорожцах" - они не убивали друг друга, не разрушали свою жизнь, а строили дома, рожали детей и т.д. Когда же возникла возможность - пускай и гипотетическая - "пересесть на Мерседесы", то началось сами знаете чего. (А ведь еще в 1990 годы была прекрасная "демо-версия" данной особенности - когда именно "Мерины" и "Бэхи" постоянно "взлетали на воздух" из-за "разборок хозяйствующих субъектов.) Однако - что самое страшное - большая часть людей этого так и не поняли. В том смысле, что они так и продолжают "мечтать о Мерине" даже сидя за рулем "Калины", ругают черными словами ВАЗ и вообще все российское производство и "кивают на Европу". Не понимая, что "сбыча их мечт" означает смерть и им самим, и их государству. А то и всему человечеству.
Впрочем, к счастью, история управляется не только мечтами, и уж конечно, не потребительскими мечтами... (Будь иначе, человечество давно бы было мертво.)