Про "Запорожец" и другие машины

Mar 11, 2022 11:13


Вчера в ленте увидел  пост про "Запорожец" . А точнее - про восприятие данной машины со стороны итальянцев, коим она поставлялась в советское время. Да, именно так: за рубежом, причем в "настоящих" капиталистических странах брали не только "Жигули", но и "Москвичи" и "ЗАЗы". Впрочем, данный момент так же довольно известен - скажем, те же плакаты с "экспортными Запорожцами" в интернете наличествуют в достаточном числе.

Поэтому в данном случае важно не это, а то, как итальянцы отзываются об упомянутой модели. В том смысле, что в позднем СССР по поводу ЗАЗа бытовал "черный миф", связанный с их ужасной "ломучестью". А точнее, не совсем миф - но об этом будет чуть ниже. Пока же укажу на то, что - как написано в приведенном материале - обитатели Аппенинского полуострова машиной ... остались довольны. В том числе и ее качеством. Этот факт очень удивил и автора поста, и комментаторов - которые были уверены, что хуже по качеству машины не было в природе. Некоторые даже предположили, что ЗАЗы в Италию собирались отдельно - ну да, на особом экспортном конвейере. (Кстати, подобное обвинение неоднократно выдвигалось и к другим советским машинам.)

Но на самом деле все гораздо проще - и интереснее. Дело в том, что "Запорожец" изначально - как и его итальянский "прообраз" ФИАТ-600 - это городская микролитражка. То есть, проще говоря, машина для того, чтобы "девушка до офиса доехала". (Собственно, и рекламировали ее на экспорт именно так: машина для девушек.) Ну, или семья из трех человек на пикник каталась. На это изначально и закладывались параметры машины. Начиная с типа двигателя - и, в особенности, его охлаждения - и заканчивая режимами работы подвески.

То есть, автомобиль должен был работать в "облегченном" городском режиме - это не джип и не пикап, это "городская тачка" с движком в 30 лошадок со всеми вытекающими.Ну, как тот же "Дэу-Матиз" сегодня. (Ну, или тот же "Смарт" - если говорить об европейском автостроении.) Собственно, в Италии ЗАЗ именно так и эксплуатировался. В смысле - на нем ездили на пикники, на работу, в магазины. (А как еще рассматривать машину с ценой на уровне ФИАТа-600?)

Но не у нас! У нас - к сожалению - население имело совершенно иные представления о роли машины в жизни. И, например, увести с десяток мешков цемента в "запоре" считалось нормой. Да еще не по асфальту, а по грунтовке - благо клиренс автомобиля был почти внедорожный, а развесовка способствовала высокой проходимости.
Однако мощнее подвеску это не делало! (Если что, то у отца был как раз ЗАЗ-968А. И размер тех же рулевых пальчиков - именно пальчиков, а не пальцев - я прекрасно помню.) Равно как не делало это комфортнее режим мотору, который еще и покрывался густым слоем пыли. Ну, и КПП - которая так же не рассчитывалась на работу во "вседорожном режиме" - так же спасибо не говорила.

Итог, думаю, понятен: день ездим - два лежим. Под ЗАЗом. Но все равно, возить цемент, кирпич, доски, мешки с картошкой, холодильник, ванну чугунную (на крыше) и семерых взрослых мужиков в придачу не бросим. Да еще и по грунтовке, лишь иногда переходящей в гравийку. (А потому возмущаемся: почему это торсионы передней подвески лопнули.) И да, еще не надо забывать: про том, что есть ежегодное ТО, обладатели "Запорожцев", как правило, не задумывались. Впрочем, я вообще в СССР не помню ни одной "Станции техобслуживания" с надписью: "ЗАЗ". (Возможно, где они и были, но исчислялись штуками.)

Кстати, "жигули" так не эксплуатировали - жалели. (Потому, что 6,5 тысяч - или сколько она стоила - гораздо жальче, чем 3,5.) Конечно, и ВАЗам порой доставалось - в особенности за пределами столиц. (Там так же мало кто обращался в СТО - предпочитали, в лучшем случае, самим возиться в гаражах.) Но "жигули" - как более дорогая машина - имела больший запас "устойчивости". (Хотя бы потому, что ее проектная грузоподъемность больше - 420 против 320 "зазовских". А вот подвеска мягче - и водитель перегруженной "копейки" еще может понять, что он убивает машину. А вот водитель перегруженного "запора" догадается об этом только тогда, когда ее реально "убьет".)

То есть, если сказать проще, то упомянутые итальянцы эксплуатировали "запорожец" в "штатном режиме". А советские водители на 99% - в  сверхштатном. Собственно, вот и весь секрет надежности "экспортных советских автомобилей" при "ломучести" обычных. (Не только "запорожцев", конечно.) Кстати, этот факт давно уже всем очевиден: недаром при продаже любых современных машин любят писать "без пробега по России". Поскольку понимают, что год "тут" равен паре-тройке годов "там". И это еще при учете того, что дороги сейчас всяко лучше советских.

P.S. Кстати, в 2000 годы был похожий случай: как только появились помянутые ДЭу-Матиз, как многие начали на них таксовать. Казалось: решение выгодное - машина дешевая и жрет мало. Вот только кончились эти Матизу года через два-три. Причем, кончились полностью - даже впихнуть какому-то лоху их стало невозможно. Т.к. они разваливались на глазах. (А вот те, что были в пользовании девушек и дедушек - ездят до сих пор.)

P.P.S. Ну, и разумеется, на этом фоне встает вопрос о том: почему так получилось. В смысле - почему в СССР машины создавались "не под те" условия. Впрочем, и тут особых проблем нет: нормальная машина для СССР - это даже не УАЗ. (УАЗ - это нормальная машина для армии, где есть ежемесячное обслуживание в мирное время. Ну, а в военное время износ уже не важен.) А нечто вроде Тойоты Land Cruiser 200 1990 года. Ну, или Jeep Cherokee, например - с соответствующей ценой. (И то - ее надо будет хоть раз в пару лет, но загонять на СТО.) Ну, или надо было ждать до тех пор, пока нормальные дороги не построят.

СССР, техника, прикладная мифология, история

Previous post Next post
Up