Недавно рассказывал про редкий дизельный УАЗ-469, найденный после долгого забвения на просторах Италии, и вспомнил о другом нашем автомобиле, который тоже экспортировался в Италию.
Да, принято считать, что «Запорожец» покупали если не хватало денег даже на подержанный «Москвич», что машина была никудышней, часто ломалась и владельцам приходилось её два дня чинить что бы пол дня поездить. Справедливости ради, именно так иногда и бывало, и поэтому мнения итальянцев о «Запорожце» особенно любопытно узнать, на фоне страданий наших автовладельцев над этой машиной.
Поставками ЗАЗ-968 в страну пиццы и прекрасных напитков занималась давно позабытая фирма BP Cooliker Importacioni. Точных данных о том, сколько машин она завезла в страну мне найти не удалось, ориентировочно около 2500 экземпляров.
Мне удалось найти несколько воспоминаний итальянцев об этих машинах. В целом, положительных.
На одном из автофорумов, посвященных олдтаймерам, Маттео Росси писал, что у его отца в молодости был заднемоторный советский седан с мотором как у Порше. Имелось в виду воздушное охлаждение и компоновка, насколько я понял. Маттео вспоминал что они часто путешествовали по Италии в этой машине, когда он был маленький, и многие люди интересовались у них, что это за модель, где они её купили и насколько она хороша. Отец хвалил машину, потому что проблем с ней не было, только в сильные морозы барахлил отопитель, пользовались им редко, да и морозы такие были нечасто.
Пользователь под именем Гуерино вспоминал, что такая же машина была у его тётушки, но однажды что-то поломалось в двигателе, и два месяца ждали новые запчасти, после ремонта «Запорожец» исправно ездил долгое время. Итальянец хорошо помнит, что машина была красного цвета, а сиденья в ней были коричневого цвета, что меня немало удивило. Впрочем, может это были просто чехлы.
Еще одно мнение я нашел в старом журнале «За Рулем» от 1981 года. Алессандро Тоньяна ласково отзывался о своей машине, которую он прозвал «Запо». Алессандро говорил, что ездит на Зазике четыре года и ни разу машина не подвела, даже в условиях не самых простых дорог горной части Италии
. Своим друзьям он тоже советовал приобрести неприхотливый русский автомобиль.
Если последнее можно списать на пропаганду, то два других итальянца поделились своими мнениями около 10 лет назад. Может, они говорили не про ЗАЗ? Вряд ли. Слишком много совпадений. Скорее всего, на экспорт в Италию шли машины совсем другого качества, чем на внутренний рынок.