Наверное, одна из самых интересных отличий современного мира от того, что было практически всю «человеческую историю» - это отношение к свету и тьме. Нет, не в переносном значение, а в самом прямом: в значении отношения к уровню освещенности, приемлемого для человеческой жизни. Хотя, конечно, и про «переносное значение» можно сказать то же самое, и более того - именно оно в данном случае и выступает основным. Однако о данном моменте будет сказано несколько ниже.
Пока же хочется отметить тот факт, что именно темнота - а точнее, полумрак, слабоосвещенное состояние, в котором мало что можно разглядеть - стала одним из признаков «цивилизации» с самого начала. То есть признаков классового общества, которое всегда отделялось от прежнего, «варварского» - в смысле, первобытно-общинного состояния. Причем, это относится даже не к ночи - которая до самых недавних времен была, практически непобедима: лучины, масляные светильники, факелы и даже свечи являются достаточно слабым источником света. (А керосиновая лампа - первый действительно яркий фонарь - появилась только в середине позапрошлого столетия.) Но и ко дню - когда, казалось бы, освещение дается естественным образом.
Однако от этого света человек старательно прятался. Впрочем, тут надо сказать точнее: прятался не каждый человек, но тот, который входил в состав элиты. Который выступал субъектом управления, повелевая волей нижестоящих: жрец, царь, вельможа. Крестьянин - по понятным причинам - жил в эти времена так же, как и раньше, во времена общины. То есть - вставал с восходом Солнца, приступая к выполнению необходимых работ. И ложился спать тогда, когда это Солнце заходило. Просто потому, что см. выше: нормальных источников света тогда не было, а заниматься трудовой деятельностью в темноте невозможно по естественным причинам.
Хотя, конечно, во времена наивысшего уровня эксплуатации приходилось работать и в темноте. (Это весьма символично в плане демонстрации навязывания ценностей свыше.) Но это крестьянин - или, скажем, ремесленник - т.е., существо «низшего порядка». Господа же жили в совершенно ином «ритме», поразительным образом отвергавшем «естественное» положение вещей. В том смысле, что они изначально - с древнейших азиатских деспотий - старались «защититься» от солнечного света, укрываясь в роскошных и полутемных дворцах и храмах. Да, именно так: до практически самого последнего времени размер окон в строениях был минимален. Это правило сохранялось даже в начале позапрошлого века - хотя тогда уже начался процесс «открытия света».
Что же говорить о древности? Или, скажем, о Средних веках с их замками? Разумеется, первая мысль, которая тут возникает, состоит в том, что связан данный момент был исключительно с уровнем развития технологий. В том смысле, что получать достаточно большие стекла научились только во второй половине XIX столетия, а где-то до XVI-XV веков само понятие «оконного стекла» вообще отсутствовало. Однако стоит понять, что этот момент не может считаться определяющим данное явление - ну, за исключением, наверное, северных районов. Поскольку основные «ареалы» распространения цивилизации до последних времен находились в местах с достаточно теплым климатом. (Где остекление не требовалось большую часть времени.)
Поэтому более важным стоит признать другое. А именно: то, что для классового общества наличие «искусственной тьмы» выглядело одним из проявлений «божественности», всемогущества представителей высших классов. Которые по своему разумению меняют мировой порядок: было светло - стало темно. Кстати, и обратное так же верно
: всевозможные факельные шествия, использование масляных светильников и, позднее, свечей в религиозных ритуалах, разного рода ночные «таинства» (сохранившиеся даже в современных религиях) - все это служило той же цели. А именно: отделению сакрального «господского мира» от профанного «мира низов». Однако понятно, что тьма - а точнее, полумрак - в данном случае был проще и использовался чаще.
Забавно, кстати - но этот прием сохранялся даже тогда, когда естественное и, даже, искусственное освещение стало возможным. В том смысле, что даже в начале прошлого столетия «господские дома» характеризовались наличием множества темных предметов и элементов отделки: обоев, драпировок, портьер, мебели и т.д. (Что создавало определенный полумрак даже в солнечный день.) И реальное «открытие света» началось только после Первой Мировой войны. (Речь идет о массовом явлении.) До этого же даже крайне обеспеченные люди старательно избегали солнечного излучения и наоборот - обожали пыльный полумрак со всеми вытекающими последствиями. (Например, в плане опасности заболеть туберкулезом.)
И это при том, что противотуберкулезные свойства естественного освещения были замечены еще в середине XIХ века. Равно как были замечены полезные свойства уличных прогулок и, конечно же, спорта. Тем не менее, вплоть до 1920 годов все это оказывалось поразительным образом исключенным из жизни людей - даже тех, кто имел свободные средства. А вот такие вредные привычки, как несбалансированное (и чрезмерно жирное) и нерегулярное питание и употребление спиртного, напротив, было нормой для элиты. И объяснялось это просто: дело в том, что богач или, тем более, аристократ считался «идеалом человека» сам по себе, исключительно благодаря своему месту в обществе. И ему даже не приходило в голову, что, например, он может быть физически немощен.(А вот продемонстрировать свои возможности по поглощению дорогих блюд или напитков ему, напротив, приходило очень часто.)
Точнее сказать, тот же аристократ мог быть сильнее или слабее по сравнению с иными аристократами, однако по отношению к народу он был, в любом случае, суперменом. Поэтому заниматься тем же спортом считалось излишеством: ну, нет ничего плохого, разумеется, в том, что джентльмен боксирует не хуже лондонского кучера. Но ничего хорошего также в этом нет - это блажь на уровне «собирательства бабочек». (Кстати, интересно: чем сильнее выражалось классовое деление, тем менее популярным был спорт. И, скажем, если в Британии - где уже к середине XIX века был достаточно многочисленный буржуазный строй, а к концу веку сильное рабочее движение - в тех же 1880-1900 годах «спортивный образ жизни», все же, начал завоевывать определенное место среди высших слоев, то в той же Российской Империи этого не было. И лишь после 1905 года тут начались определенные подвижки в подобном плане.)
Впрочем, о данном моменте - о спорте и здоровье, а так же отношению к ним в человеческой истории - надо говорить уже отдельно. Тут же стоит вернуться к «вопросу о свете», и указать, что связь между властью, могуществом, мистикой и той же освещенностью была настолько велика, что только в XX веке с полумраком в жизни было покончено. Что проявилось и в архитектуре - большие окна, огромные освещенные пространство и нелюбовь к заставленным и задрапированным комнатам стало одним из отличительных признаков современной архитектуры. (Начиная с модернизма начала XX века и заканчивая современным «хайтеком».) И в культуре, как таковой - отказ от разного рода религиозных, мистических, «ночных» сюжетов и идей, в переносе всей деятельности на светлое время суток или в освещенные пространства. И в образе жизни человека - который начал все чаще выбирать «дневные» и рациональные модели поведения по сравнению с «ночными», мистическими, иррациональными.
Правда, тут сразу же стоит сказать, что подобный «переход к свету» породил и свое отражение: распространение разнообразных «ночных культов», «ночного образа жизни» - которые стали набирать популярность где-то с 1960 годов. (Сюда так же стоит отнести и рост наркомании, выступающей как декларативная антирациональность.) Однако стоит понимать, что, во-первых, глубина этого «возвращения во Тьму» всегда была невелика. (Подавляющая часть людей, декларирующих себя, как «мистики», в случае серьезной болезни обращаются к врачу. Т.е., количество тех, кто верит во декларируемое «всерьез», невелико.) Ну, а во-вторых, даже с учетом указанных выше «псевдомистиков» число людей, выбирающих подобный путь, сейчас много меньше, нежели в прошлом. (Когда иррацицоналами было 99,99% населения - если не больше.)
Поэтому взятый в недалеком прошлом тренд на рост «освещенности» человеческого общества -и в прямом и в переносном смысле - может считаться продолжающимся. Ну, а о том, что отсюда следует, надо говорить уже отдельно...
P.S. Кстати, забавно - но примерно то же самое, что можно сказать о свете, происходило в человеческой истории и с другими вещами. Например, с "теплом" - к которому, судя по всему, так же имело весьма неоднозначное отношение. (Разумеется, у тех, у кого были средства.) Так что пресловутая «классовая история» была в своей сути не только темной, но еще и холодной.