На что указывает нехватка дальнобойщиков?

Jan 12, 2022 15:51

Интересно, но одним из событий прошлого года стало то, что в мире неожиданно обнаружилась нехватка рабочих рук. Причем, не только в областях, требующих высокой квалификации - среди ученых, врачом или инженеров - но и там, где, как еще недавно казалось, переполненный рынок труда гарантирован. Например, это коснулось т.н. «водителей-дальнобойщиков». Напомню, что последняя профессия еще недавно была одной из самых массовых: скажем, в США зарегистрировано более 15 млн. большегрузных автомобилей. (На 330 млн. человек, т.е., один грузовик приходится на 22 американца.) Поэтому не стоит удивляться тому, что водители грузовиков тут давно уже вошли в легенды, став таким же признаком данной страны, как звездно-полосатые флаги или гамбургеры с колой.

Однако в 2021 году вдруг оказалось, что для полноценной работы экономики в стране не хватает более 80 тыс. представителей данной профессии. В результате чего значительное количество грузовиков простаивает, товары по стране не развозятся, а крупные транспортные хабы страдают от перегруза. (В связи с отсутствием вывоза привезенного.) Кстати, в дефиците оказались не только «водилы», но и операторы погрузчиков, крановщики, и вообще, лица связанные с докерскими работами. Причем - как уже было сказано - только Штатами этот дефицит не ограничился. (О проблемах с водителями, например, заявляли страны ЕС, Британия и даже Россия.)

Кстати, еще более забавным все это выглядит еще и потому, что последние лет пять-шесть в интернете только и было слышно о том, что подобные «простые профессии» очень скоро вообще исчезнут. В том смысле, что, например, придут «беспилотные автомобили», и полностью вытеснят тех дальнобойщиков с рынка. (И единственное, что мешает сделать подобное прямо сейчас, так это проблемы «этического характера», типа того «кто будет отвечать за совершенное беспилотником ДТП».) Обыкновенно при этом было принято ссылаться на успех пресловутой «Теслы» - которая среди «аналитиков» позиционируется, как полноценный беспилотный автомобиль. (Хотя даже эти машины в более чем 99,99% случаях «управляются по обычному», но это мало кого волновало. Сказано беспилотники - значит беспилотники!)

Однако в реальности беспилотные грузовики - несмотря на множество опытных образцов, а так же на порядок большее число «начала разработок на дорогах общего пользования так и не появились. Как не появились и другие «обещанные» замены простых профессий - от складских рабочих до каменщиков. А сколько раз, например, муссировалась тема тех же «безлюдных складов» на соответствующих ресурсах - а в итоге все равно оказывается, что подавляющее число ритейлеров или интернет-продавцов если в какую сторону и делают шаги, так это в сторону повышения нагрузки на текущий пролетариат! Причина всего этого, разумеется, проста: в любой реальной производственной ситуации применение комплексной автоматизации требует, прежде всего, значительного упорядочивания всей работы. А это сейчас просто невозможно. (Ниже будет сказано - почему.)

Решить же подобную проблему «традиционным путем» - путем повышения заработных плат или завозом иностранных рабочих (согласных на текущую зарплату) - тоже невозможно. Хотя бы потому, что зарплаты подобных работников и так «выше среднего» - скажем, в тех же Штатах «дальнобои» получают от 60 тыс. долларов до 100 тыс. долларов при средней в 55 тыс. долларов за год. Поднимать же ее много выше не получится: как уже было сказано, подобных работников надо много, а значит - данный процесс приведет к значительному увеличению себестоимости продукции. То же самое можно сказать и про слесарей, крановщиков, строителей, пилотов, зубных техников и т.д. Взять же извне их так же невозможно: эта проблема общемировая, и если не вести речь о совсем уж неквалифицированных лицах - вроде пресловутых мигрантов - то можно сказать, что готовых «анклавов рабочей силы» по миру практически не осталось.

А имеющиеся «трудовые резервы» в виде тех же безработных не готовы, простите, вкладываться в «квалификацию» в условиях отсутствия гарантии на то, что это вложение окажется оправданным. То есть, проще говоря, никто не готов платить приличную сумму денег за обучение «на категорию С» (или как там это называется), а так же на переустройство своего быта и образа жизни соответствующим образом. Поскольку это в «золотые годы» Америки «водить трак» было признаком не только относительного материального достатка, но и принадлежности к мощной «корпорации» подобных водителей, дающих практически пожизненную защиту от всего. (Начиная с незаконных действий полиции и заканчивая спокойной старостью.) Теперь же этого нет.

А есть полная неопределенность даже в ближайшее время. И значит, никаких «длинных решений» - в том числе и в профессиональном плане - невозможно. В результате чего при попытке найти исполнителей на «роли», чуть посложнее роли кассира или курьера уже сейчас наблюдаются реальные проблемы. В том смысле, что миллионы американских безработных предпочитают скорее получать пособия, нежели тратить свое время на получение навыков по той или иной специальности, поскольку неизвестно, сохранится ли на все это. (Разумеется, тут стоит понимать, что подобное обучение нигде не бесплатно - а значит, придется тратить не только время, но и деньги. Причем, так же без гарантии.)

То есть, в указанном моменте мы можем наблюдать именно что проявления ставки современного общества на «хаотические стратегии», на завязывание реальной экономики со спекулятивной биржевой игрой. (Последнее является альфой и омегой текущих экономических моделей.) Что уже привело к проблемам со сложным производством - а теперь, судя по всему, ведет и к проблеме с «простым». (Думаю, не надо говорить, что развоз уже произведенных - причем, на 90% в других странах - товаров сложно считать чем-то иным.) И дальше, ИМХО, будет еще хуже, т.к. указанная хаотизация давно уже вызвала не просто падение числа квалифицированных специалистов (хотя бы на уровне дальнобоев), но к проблемам с воспроизводством рабочей силы вообще. В том смысле, что в условиях перманентной угрозы кризисов само заведение детей становится все более и более нерациональным действиям. (То есть, продолжают рожать тут только те, кто вообще не склонен задумываться над будущем - со всеми вытекающими последствиями.)

То есть, еще раз: высокий уровень хаотизации современной экономики, с одной стороны, блокирует возможность серьезных вложений в переустройство производства «под автоматику». А с другой - не дает воспроизводиться «классической» рабочей силе, которая необходима для поддержки текущего уровня развития. И значит, единственно возможным путем для современных экономик выступает путь дальнейшей деградации, дальнейшей потери всех имеющихся возможностей. При этом надо понимать, что чем выше деградация, тем выше - по понятным причинам - уровень социального Хаоса, и меньше вероятность перехода к чему-то иному.

Разумеется, тут надо сказать, что все это характерно для т.н. «развитых стран», которые придерживаются «базового» миропредставления 1990-2000 годов, для которого характерна уверенность в том, что чем выше «экономическая мобильность», тем лучше. (Т.е., любые «длинные проекты», «длинные стратегии» - это зло, ведущее к «косности и застою».) Государства, которые не боятся подобного - вроде Китая или КНДР - демонстрируют совершенно иную динамику. (Причем, с очень высоким уровнем инновационности, много превышающим уровень инновационности стран «свободного биржевого рынка».)

Но о данном моменте - а равно и о том, к чему это приведет - надо будет говорить уже отдельно...

постсоветизм, общество, кризис 2020, закат Европы вручную

Previous post Next post
Up