Про коммунизм и социальную динамику. Часть вторая

Aug 07, 2021 11:39

Итак, как было сказано в прошлом  посте, классовое общество было очевидно прогрессивным явлением - несмотря на все страдания, которые оно вызывало у основной массы населения. Причина этого состояла в том, что подобный  способ организации деятельность позволил не только усовершенствовать технологии материального производства. (Кстати, если брать ( Read more... )

социодинамика, СССР, техникогуманитарный баланс, общество, Принцип тени, XX век

Leave a comment

ext_5717282 August 7 2021, 16:24:24 UTC
"...Это было связано с тем, что классовая система позволяла обеспечивать существование мыслителей, ученых и художников. Т.е., лиц, которые в обществе доклассовом - там, где господствовала система всеобщего труда - просто не могли появиться..."

...Перенесемся мысленно во времена первобытного коммунизма. Орудия труда были развиты еще ничтожно - каменные топоры, дубины, грубые ступы... Что же тогда составляло основу производительных сил? Может быть, именно знания, новые умозаключения, приносимые повседневными наблюдениями и изобретательностью? Частная собственность оставалась бессмысленной, пока соблюдалось такое положение, и явилась тогда, когда "перевес" в составе производительных сил перешел к материальным орудиям труда, которыми можно владеть единолично. Помните мысль Энгельса о том, что появление индивидуальных орудий труда создало почву для возникновения частной собственности? Теперь мы снова говорим о возрастающей силе знаний - и перед обществом открывается перспектива научного коммунизма.
Не знаю, как со стороны, а в моих глазах это мысленное построение рассыпалось прежде от одного простого вопроса. Ну хорошо, преобладали знания... А почему бы вдруг, с какой стати они утратили доминирующую роль? Почему и впредь не продолжали расти быстрее техники, устраняя самую возможность возникновения и развития частной собственности? Еще раз оглянемся на время, когда с управлением простым общинно-родовым хозяйством справлялся один старейшина. Чем же тогда были заняты головы остальных его соплеменников, свободных от управленческих хлопот? Мне кажется естественным предположить, что их сама собой затягивала пусть и примитивная "научная" работа: наблюдать, сопоставлять, делать выводы и так добывать новую полезную информацию, умножать знания.
Потом в силу необходимости по мере усложнения и расширения хозяйства и общества все больше интеллектуальных сил стало отсасываться, отвлекаться от процесса выработки новых знаний и перекачиваться в сферу управления или в область реализации, а не добычи новых знаний. Особенно возросла роль материальной части производительных сил - и вот историю земли накрыла широкая тень частной собственности..."

Reply


Leave a comment

Up