«Прекрасное прошлое» и генезис позднесоветского «консерватизма».

Feb 09, 2014 18:38

В прошлой статье я рассматривал возникновение мифа о «высоконравственном прошлом. Однако нехватка времени (был занят в реале) не дала мне завершить статью: показать связь между образом «высоконравственного прошлого» и современным постсоветским консерватизмом (та же причина не дала возможности отвечать на комменты, прошу извинить!). Теперь ( Read more... )

СССР, прикладная мифология, история

Leave a comment

Comments 10

444ellendg February 9 2014, 15:08:05 UTC
Остаёться сказать что современный консерватизм ,начала века,нечто совсем уж параноидальное даже в сравнении с тем перестроечным консерватизмом ! Это какой-то триумф агрессивного человеконенавистничества ! В консервативной нише нашли себя всевозможные психопатологические типа и теперь уже фиговые листочки вроде ''потерянного рая''',и ''сельской иддилии'' отброшены,а утверждается прямо-''человек кал еси'',''любой начальник=наместник бога на земле,а ты никто и звать тебя никак '' !

Reply

anlazz February 9 2014, 16:56:52 UTC
Современный консерватизм уже давно отделился от "субстрата" и является чисто умозрительной конструкцией. (Как и современный "либерализм", кстати) И тут уж возможно все, любая мерзость. Но это возможно только в современном "идеологическом вакууме" стоит появится более актуальным идеям, как этот "кончерватизм! окажется отброшен.

Reply


ex_doloew February 9 2014, 15:38:51 UTC
>Данная особенность означает, что раз советские граждане 1950-1960 годов свою трудовую деятельность начинали уже в новой, модернизированной экономике, то они банально не успевали «пожить» в том мире традиционных отношений, который еще господствовал в селе. И почувствовать все его тяготы.. «Детский» же период жизни «новых горожан», как сказано выше, был все же вырван упорной борьбой советской власти со старыми нормами и порядками в 1930-1940 годы.

Эмм, учитывая, что для деревенских детей тридцатых-сороковых нормой было начало полноценной трудовой жизни в 13-14 лет, учитывая те условия, что были в военное и послевоенное время на селе (у меня бабушка с дедом как раз из того поколения) - суждение несколько поспешное. Сваливавшие из деревни как раз сваливали от идиотизма деревенской жизни - мои предки как раз в буквальном смысле убежали из колхоза, ибо второе крепостное право.

Reply

anlazz February 9 2014, 16:52:47 UTC
Полноценной трудовой жизни не могло быть из-за обязательного образования. "Семилетка" обязательна с 1937 года - то есть с 8 до 15 лет. С 1957 года "семилетка" заменена "восмилеткой", то есть до 16. А это -как раз возраст для поступления в ПТУ (Ремесленное училище, как оно тогда называлось). Что же касается труда сельских детей, то он был, конечно - равно как был и позднее, даже в 1980 годы школьники могли, например, работать на комбайне. (Гаишников в то время в селе вообще никто не видел, и каждый селький школьним умел управлять любым видом техники, от газона до трактора ( ... )

Reply


ognivka February 9 2014, 16:50:34 UTC
А сколько рождённых в 70-80-е годы уже ненавидело дачную жизнь из-за регулярного вкалывания :)

Reply

anlazz February 10 2014, 18:00:53 UTC
Это следующее поколение. Оно пришло, когда консервативный дискурс уже был создан, и эта ненависть к дачам особой роли уже не сыграла.

Reply

ognivka February 10 2014, 18:11:12 UTC
по-моему, консерватизм в роли "деревенскости" хороши разве в интерьере и моде, и то дозировано. На роль "золотого века" эта идея ну никак не тянет

Reply


shadow_of_raven February 9 2014, 21:48:55 UTC
Согласен. Осталось добавить, что консерватизм, помноженный на советский тоталитаризм в итоге обернулся нынешним фашизмом. Со всей его безумной архаичностью.

Reply


basseterre February 10 2014, 01:46:12 UTC
описанное - скорее общемировые тенденции, произошедшие во всех урбанизированных обществах в разное время (особенно это касается детского труда и мира детства, роли женщин - это вполне универсально.) А вот в чем же уникальность русского (хм - советского? пост-советского?) консерватизма? Тут надо подумать. К тому же пропагандировался как раз некий образ деревни, села как чего-то отсталого. Помнится, читая Пушкина и Карамзина не могла понять всех этих разглагольствований из учебника лит-ры о романтичной патриархальной сельской жизни. Нда... догадаться что романтизм вытекал из социальной принадлежности воспевающих его было сложно. Думалось - ну, как же устарел этот Пушкин, что-то в этом роде. Хотя некий романтизм в поездках "в колхоз" школьниками все же имелся. Однако - кого-то тянет в деревню, кого-то в город. Кроме каких-то неведомых подвижек в обществе есть и простые индивидуальные предпочтения и передвижения - как садики у англичан, пешие прогулки в горы у итальянцев, зимние каникулы в горах - святое у французов. Что же у нас? Дачи ( ... )

Reply


Leave a comment

Up