Leave a comment

smirnoff_v May 5 2016, 07:40:42 UTC
Полностью соглашаясь в идеей текста, хотелось бы заметить, что некоторые вопросы, посвященные истории религии нуждаются в некоторой доработке ( ... )

Reply

az_from_belarus May 5 2016, 09:21:05 UTC
И здесь же можно добавить один немаловажный акцент.
Религия способствовала возникновению довольно жесткой иерархии в обществе. Иерархическая организация, судя по всему, более всего способствует значительным военным успехам общества. Аморфные неиерархические культуры были попросту уничтожены, практически не оставив следов воинственными иерархическими социумами.

Reply

black_semargl May 5 2016, 18:50:38 UTC
Иерархические системы тоже систематически гибли. Собственно, погибли все кроме нашей нынешней европейской.
Но в силу своих особенностей они создавали нетленку, дошедшую до наших дней - типа тех же египетских пирамид. С надписями, по которым мы смогли узнать их историю.
А прочие - не отливали послания богам в граните, и нам не из чего про них узнавать.

Reply

az_from_belarus May 5 2016, 19:15:23 UTC
Конечно, погибали и иерархические системы. И тоже не все оставили следы. Но только в столкновении с другими, оказавшимися более сильными системами. А то, что было ДО них - о том можо лишь гадать да пытаться что-то распознать в глубине древних сказочных сюжетов.
Впрочем... Мне думается, что бывали случаи и симбиоза жестких иерархий и динамичных полуанархичных - полуиерархичных систем, с иерархией ситуативно ролевой. Но описание таких симбиозов давалось преимущественно с позиций официальных летописцев воспринимающих мир через призму иерархического общества. Я имею в виду то, что происходило в на окраинах крупных государств и то как происходило продвижение крупных империй силами каких-то совершенно невнятных ватажек. Возьмем ту же историю освоения казачьими ватажками Сибири и т.п. А можно вспомнить и варяжские ватаги...

Reply

black_semargl May 5 2016, 21:06:09 UTC
Иерархические в подавляющем большинстве случаев - рушились под собственным весом, и потом варвары лишь грабили остатки. Внешний толчок, ставший непосредственной причиной как правило был очень слаб.
И даже Кортес и Писарро скорей вольные авантюристы, чем представители испанской иерархии.

Reply

az_from_belarus May 5 2016, 21:10:46 UTC
И опять же летописцы работавшие внутри иерархических систем не склонны считать, что они рушились под собственным весом.

Reply

black_semargl May 6 2016, 06:40:13 UTC
Летописцы внутри системы - пишут исключительно то, что им заказывают сверху.
Нынешняя буча о панфиловцах тому пример.
Ну а когда система реально рушится - уже некому писать.

Reply

profed May 10 2016, 21:55:47 UTC
Замечу, что в Южной Америке остановить продвижение испанцев и даже отбросить колонизаторов смогли лишь совершенно неиерархические Мапуче, а иерархические Ацтеки с Инками были забороты, причем во многом с помощью окружающих дикарей.

Reply

az_from_belarus May 10 2016, 22:26:34 UTC
Большой разрыв между культурами развившимися изолированно друг от друга.
Пример неплох. Хотя, в той истории видимо слишком много приврали или пропустили историки. Опять же в латинской америке индейцев осталось много, а в северной их практически не осталось.
Я не говорю, что иерархичность является абсолютным сверхоружием. Оно оказывалась таковым на каких-то этапах развития при прочих равных условиях.
Можно рассмотреть, как это нынче модно, эффективность иерархий с точки зрения кибернетики. Там, где сложность и скорость передачи управленческой информации не соответствует темпам изменения обстановки, иерархические системы оказываются довольно беспомощными.

Reply

profed May 11 2016, 11:50:16 UTC
... А при других прочих равных условиях более эффективными оказываются сетевые структуры типа Аль-каеды или ранних христиан.

Кстати, часки - вполне себе эффективный способ передачи информации до изобретения оптического телеграфа.

Reply

smirnoff_v May 9 2016, 07:18:17 UTC
Способствовала или была следствием - это неоднозначно. Скорее взаимообуславливалась. Жесткая иерархия это во всяком случае для тех эпох есть резкое социальное разделение, которое постоянно грозило социальными конфликтами, что и требовало высокой роли такого специфического института, как религия.

Reply

az_from_belarus May 9 2016, 09:45:36 UTC
Да, конечно, взаимообусловливались.
Более того, возможно, поведение характерное для иерархических структур - экспансивно-агрессивное взаимообусловлено с существованием иерархии. Вспомним, что весьма миролюбивые религии войдя в симбиоз с социальной иерархией стали идеологическим основанием величайших кровопролитных войн. И все эти три взаимообусловленные свойства - иерархичность, религиозная сакральность и агрессивность попросту не оставили никакой возможности для существования иных неиерархических культур.

Reply

az_from_belarus May 10 2016, 22:42:40 UTC
И еще одна мысль по этому поводу ( ... )

Reply

anton_montana May 8 2016, 20:01:09 UTC
Здравствуйте, Сигизмунд Яковлевич!
Нам вас так не хватало :)
Вы всё так же котируете сигары и кокаин?

Reply


Leave a comment

Up