«Ущелий горных поселенцы
В долине шумно собрались...»
А.С. Пушкин «Тазит»
При движении через перевал Харами ( высота 2177 м) весьма сложно понять, где тут Чеченские горы,а где - Дагестанские. В стародавние времена между чеченцами и андийцами постоянно шла вражда по поводу: чей в горах перевал. В конце концов Саммит Старейшин постановил считать его нейтральным и запретить здесь войну, откуда и произошло название: «харам» - запрет. Вначале по перевалу ползли вверх.
Полуосвещенные горы казались каким-то плюшевыми.
Потом грянул дождь.
Чем выше в горы тем они чернее, и - больше снега!
А потом начался затяжной спуск к озеру Кезеной Ам ( Эйзеной). Озеро - тоже «неоднозначное», одна половина его в Дагестане, а другая - в Чечне. Мы - на чеченской половине.
В Европе и на Кавказе это озеро - самое большое и самое высокогорное: оно находится на высоте 1800м. О происхождении озера и его названия у вайнахов существует интересная легенда,содержание которой изложено в книге А.В. Твердого "Топонимический словарь Кавказа": горцы всегда и всюду были гостеприимными и добрыми, у них строилась комната, кунацкая - для гостей, специально для гостей берегли пищу, хозяйка дома, владычица огня и очага, после того, как заправит котел для ужина, бросала несколько кусочков мяса лишнего, со словами: «для нежданного и долгожданного гостя», и если вдруг, даже после полуночи, появится странник, путник, следующий в дальний путь, он не мог оставаться голодным. Его «доля» пищи всегда ждала его. А если этот гость остановился на сутки, или больше, то для него приносилась специальная жертв - резался баран. И вот бог решил проверить, поиспытывать все ли горцы гостеприимны, не слаб ли святой закон гор, закон гостеприимства и для этой цели послал своего ангела. Спустился ангел в образе странника и нищего и стал ходить по всем аулам гор. И везде его принимали с радушием. Но случилось неожиданное. Пришел он глубокой ночью в один аул и стал стучаться к каждому хозяину и проситься в дом. И везде ему отвечали: «Проходи дальше. Нет у нас для гостя ни постели, ни пищи». Жители этого аула были скупы и негостеприимны. Так и прошел весь аул от дома к дому, от одного хозяина к другому и везде встречал отказ. Дошел он до самой окраины аула и постучался в дверь бедной сакли. А в этой бедной сакле жила одинокая женщина с малыми ребятишками. Она открыла дверь и на просьбу странника ответила: «Входи, нежданный и долгожданный гость». Собрала она все свои запасы продуктов, накормила и напоила гостя и предложила постель. Но неожиданного гость сказал: «Я не странник и не нищий. Я ангел. Хожу по горным аулам и проверяю щедрость гор и горцев. Везде меня встречали с радушием, но здесь меня никто не принял, кроме тебя. Этот аул будет проклят богом. Он будет потоплен в море дождя. Небо начнет «рыдать» ливневыми дождями после моей молитвы затопит весь этот аул. А ты собери свои пожитки и малых ребятишек и иди вслед за мной. Тебе только и твоим ребятишкам бог дарует жизнь. И повел он одинокую женщину и ее малых детей на вершину горы. И как только он вывел женщину и детей на безопасное место, он, этот ангел, стал молиться, чтобы бог ниспослал ливневые дожди, которые затопят весь этот грешный аул со всеми его жителями. И небо стало «рыдать» до тех пор, пока аул этот не опустился, образовав большую котловину и затопил его слезами неба». Стигла дог1анца къевзина х1оьттина 1ам - называют его горцы. А там, где остановилась одинокая женщина с малыми детьми, появился новый аул под таким же названием, что и озеро - Къоьзуна. И озеро стали называть Къоьзунан-1ам (Кезеной-Ам), а аул стали называть - Къоьзуна.
Кругом вода - с неба дождь, сбоку - озеро, у подножия горы - родник. Его живительной водой нужно пополнить экспедиционные запасы.
Вид на дагестанскую сторону.
Каменистая зона чеченской релаксации.
А над озером троллеятся или зиплайничают.
Возле озера - туристический комплекс с отелем. Бутафорские сторожевые башни при входе украшены портретами Рамзана Ахматовича и Ахмата Абдулхамидовича, без которых - никак! Отличить любой чеченский населенный пункт от селений в других российских северокавказских республиках можно сразу и исключительно по обязательному наличию изображений этих лиц, а также многочисленных культовых надписей типа «Спасибо Рамзану Ахматовичу за наше счастливое детство!» Видимо, у чеченцев есть на то свои причины.
Мимо гор, равнин, городов и аулов Чеченской республики несемся в сторону соседней республики - Ингушской, которая была в СССР с 1934 по 1944 и с 1956 по 1992 год совместным с Чечней административно-территориальным образованием. В горах Чечни нам изредка попадались старые небутафорские башни. Говорят, что до войн их было значительно больше.
В центре городов можно увидеть высокие, как горы, новые дома и мечети.
Качество дорожного покрытия в Чечне показалось получше, чем в Дагестане. Но «фирменного» топлива здесь не сыскать. В лучшем случае на заправках будут надписи над ценниками с повышенным значением типа : «Настоящее топливо от Лукойла». На заправках Чечни, как и в лавках, для оплаты требуют только кэш. Следов почитания Имама Шамиля в Чечне совсем не видно. Но кроме Кадыровых и Путина, здесь чтут еще одного героя - легендарного абрека Зелимхана из аула Харачой.
В Гудермесе мне понравился оружейный магазин «Зелимхан».
Я думал, что он назван так в честь этого абрека, но, как выяснилось позже, официальная версия гласит, что названием своим магазин обязан имени любимого брата уважаемого Рамзана Ахматовича Кадырова.
Вперед - в Ингушетию!
PS Уважаемый глава Чеченской Республики Рамзан Ахматович Кадыров почитает А.С. Пушкина. Он говорит: "Пушкин правдиво писал о Кавказе, и именно благодаря ему Россия узнала об этом великолепном крае". "Стихи великого поэта я впервые услышал и выучил еще в дошкольном возрасте, когда их разучивали наизусть мои старшие сестры и брат".
Click to view