Кавказские записки. Глава 1. Белосолнечный Дагестан.

Jun 07, 2021 02:52


   «В свое святилище глухое     
  Ты принимал меня не раз.     
  В тебя влюблен я был безумно.     
  Меня приветствовал ты шумно...»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»



Отмахав почти тысячу километров, уже по темноте наша колонна прибыла к  экспедиционной точке сбора на песчаном берегу Каспийского моря в Республике Дагестан, где нас поджидал экипаж «Крузака» из Ростова,   добравшийся сюда самостоятельно немного раньше.  Моросил легкий дождик. Изучать окружающую местность в каспийской тьме после длительной поездки особых желаний и легких возможностей не было. Поэтому наскоро оборудовав ночлег, легли поспать. А пробудившись утром следующего дня могли обозреть ясную картину нашей стоянки, куда неведомо когда прибыла еще одна боевая единица в виде «Паджеро» из Белгорода.





Морской пейзаж. Местные рыбаки уже «заседают».



При ближайшем рассмотрении пески оказались наполнены всяческими организмами.



Благополучно прополз мимо и потенциальный во всех смыслах черепаховый суп.



Но для участников экспедиции уже было организовано горячее питание.



Неожиданно у кромки моря появилось видение в виде прекрасной дамы на стремительном скакуне.



Всадница помчалась в сторону одного из чудес не только Дагестана, но и не побоюсь сказать  - всего бывшего СССР.



После чего на своих железных конях к нему направились и мы.



Знаменитый экраноплан «Лунь» проекта 903, который раньше входил в состав Каспийской флотилии,   валяется  в вечном отдыхе на каспийском пляже, где планируется создание первого дагестанского парка «Патриот».



Этот ни разу не использовавшийся в боевых действиях зверь-ракетоносец, существующий в единственном экземпляре, наверное, мог бы  занимать достойное место на территории Кремля рядом с Царем-Колоколом, который никогда не звонил и Царем-Пушкой, которая никогда не стреляла. Хорошо, что не сбылись  намерения просто порезать на металл этого устрашающего Царя-монстра после его списания.



Осмотрев Чудо-Монстра-Богатыря мы «побежали» по асфальтовому Дагестану, чтобы вновь «погрузиться» в песок. Заметно, что в Дагестане осталось много советских символов, к которым либо равнодушное, либо почтительное отношение.



Почитают в Дагестане и имама Шамиля, цитаты из которого типа «Кто думает о последствиях, тот не герой» украшают улицы дагестанских городов и сел. Обратил на себя внимание и БТР в камуфляжном окрасе на въезде в город Дербент.



Киргуду бамбарбия?



Типичное дагестанское село выглядит приблизительно так. Канализационный каскад обязателен! Я слышал рассказы о невероятной мусорности  дагестанских населенных пунктов. Может, это и так по сравнению с другими республиками российского Северного Кавказа, а может быть, так было раньше, но в ходе нашей поездки я не нашел, чтобы тут количество мусора в целом превышало бы «среднероссийскую норму».



Свернув в одном из селений на проселочную дорогу, мы очутились в зеленом оазисе, за пределами которого желто высилась громадная гора песка.



Это - тоже одно из чудес Дагестана:  бархан Сары-Кум ( переводится как «Желтый песок»), крупнейшая песчаная дюна в Европе, и один из крупнейших барханов Евразии. Здесь у подножия бархана на территории Дагестанского заповедника произошло слияние нашей колонны с еще одним экипажем на 200-м «Крузере» из Ейска. И мы стали «Великолепной Семеркой». Кстати, пески Сары-Кума знамениты еще и тем, что здесь в 1968 году снимались несколько эпизодов знаменитого советского фильма типа «вестерн» «Белое солнце пустыни».



Кадр из фильма взят отсюда: https://ruputeshestvie.ru/



На поверхности бархана царствуют песчаные бури и солнечное пекло.



Дагестанская ребятня, которую привозят на экскурсии, любит резвится в песках Сары-Кума, как в снегу.



Возле  бархана, там где сейчас расположены строения администрации заповедника, раньше был поселок Кумторкале и железнодорожная станция, разрушенные землетрясением в 1970 году.



Сохранились некоторые строения и руины станции.



Баркас Верещагина?



После песков мы, как орлы, стали подниматься в горную часть  Дагестана.





Проехав через расположенный в горах городок строителей Чиркейской ГЭС, что на реке Сулак,   с нехарактерным для Дагестана названием Дубки, получили несказанное наслаждение от захватывающих видов Сулакского каньона.







Поплутав в окрестностях Чиркейского водохранилища, которое просматривается на вышеприведенном снимке, решили спуститься в предгорье, чтобы переночевать и подвергнуть починке одного из захворавших боевых коней породы «Тойота». Закат был восхитителен.



Приготовление ужина, ремонт и сам ужин тоже были прекрасны, несмотря на моросящий дождик!



А утро выдалось ясным. Кстати, три экипажа справа - это другая дружественная экспедиция из Ростова-на-Дону, тоже выбравшая здесь место для лагеря.



Отсюда мы опять направились в горы,  и далее наш путь проходил практически по следам имама Шамиля во времена Кавказской войны.



В горах Дагестана, как и положено, высятся «символы» Кавказа - башни, семейные и фортификационные сооружения. Правда,по пути нашего маршрута, в Дагестане их встретилось меньшее количество, чем в других республиках, но зато они были самыми комплексными.  Такая комплексная башня, например, сооружена на горе Ахульго, где была резиденция имама Шамиля, завоеванная в 1839 году в результате кровопролитного штурма.



Воспроизвожу картину художника Соломина Н.Н. «Штурм аула Ахульго», взятую отсюда: https://art16.ru/



Флаг Северо-Кавказского Имамата.



Ныне на исторических местах царит мирная жизнь, как, например, в ауле Ашильта.



Красота здесь мудра и незыблема. И Анды здесь свои. Это - Андийкое ущелье, названное так по имени речки Андийская Койсу.



Далее горными тропами Шамиля мчимся в сторону соседней Чеченской республики по Ботлихским перевалам.





Возле Дагестано-Чеченской границы  нашу колонну останавливают и «переписывают» дагестанские силовые постовые, поле чего мы продолжаем движение и «сталкиваемся»  на узкой дороге со встречной экспедиционной колонной из Чечни.





Они едут в Дагестан, а мы едем из Дагестана!



PS Кстати, вчера исполнилось 222 года со дня рождения великого русского литератора А.С. Пушкина. В свое время Александр Сергеевич посещал территорию Северо-Кавказского Имамата. Но свидетельств его пребывания на территории нынешнего Дагестана не обнаруживается. Между тем, Пушкин наличествует в дагестанских горах, вернее в горе Изберг Тау неподалеку от города Избербаш, за которой закрепилось еще название Пушкин Тау.



Великий ростовский  поэт Николай Доризо посвятил Пушкину-горе и Пушкину-человеку такие строки:

Есть такая скала в Дагестане,
Что один поворот головы -
И в далеком ее очертанье
Профиль Пушкина видите вы.

Не мираж, чья мгновенна причуда,
Не усталого зренья обман,
Эту явь, это зримое чудо
Знает с гордостью весь Дагестан…

По меткому выражению великого дагестанского советского литератора Расула Гамзатова: «Сам Аллах увековечил Пушкина в стране гор!»

Каспийское море, 4х4, геральдика, Пушкин, авто, песок, кино, Кавказ, история, Дагестан, башня, Расул Гамзатов, фортификация, литература, памятники, Шамиль, художества, техника, горы

Previous post Next post
Up