Между небом и землей.

Mar 04, 2014 01:25

Белые ночи, как затянувшееся во времени состояние между днем и ночью, переходное состояние. Переходное состояние между днем и ночью, между небом и землей, между материей и ее противоположностью. Связывает эти «между» звук, беспрепятственно распространяющийся звук свирели. Музыкант - посланник небес, что и выражено цветом.  Можно ли звук передать лишь цветом? Что будет, если закрыть это «красное пятно»? Наступит тишина… Как только убираешь ладонь, цвета тут же взаимодействуют друг с другом, появляется этот мощный цветовой контраст, и сначала возникает легкое жжение в груди, которое усиливается, раскручивается, сердце будто просится наружу, и, наконец, с выдохом это напряжение мягко улетает вдаль вместе со звуком свирели. Какое-то комплексное ощущение. Здесь одновременно и грусть, и тоска, и странное нетелесное тепло, и облегчение... освобождение. Наступает что-то чистое, бесконечно прозрачное, эфирное, неземное… Россыпи полевых цветов здесь как звезды, упавшие с неба, букеты и орнаменты на одеждах как созвездия. Будто небо опустилось на землю или сама земля сравнялась с небом. Ощущение цельности, единства.



К.Коровин. Северная идиллия.

Мне всегда сложно было полюбить красный цвет из-за его обилия и в советской символике, и в народном обиходе, был какой-то внутренний протест против красного, хотелось покоя. Безусловно, любой красный вызывает мгновенный отклик. Однако решающее значение имеет конкретный оттенок красного и окружение, с которым он взаимодействует, их взаимные пропорции. Что удивительно, на картине красный в итоге приводит к этому страстно желаемому состоянию покоя, уравновешивает собой меланхоличность пейзажа. Состояние покоя - это состояние внутренней цельности.

Вспомнила об этой картине, глядя на фотографии из проекта «Русское кладбище». Резанул по глазам красно-зеленый контраст. Сначала подумалось, что для таких сюжетов  цвет вроде бы должен мешать, ну максимум сделать бы выделение цветом, а тут контраст, да еще и на солнышке… А после пришла к выводу, что нет, как раз нужен этот контраст, чтобы, с одной стороны, показать естественность сюжета, как закономерной части жизни на земле, а, с другой стороны, подчеркнуть это логичное состояние из разряда «между», но без воплей и истерик, без неуместного пафоса, а что как бы все идет своим чередом, бок о бок, все едино, все есть часть одного целого.

"не что а как", цвет, искусство, интересный человек

Previous post Next post
Up