Человек и Земля

Mar 06, 2014 01:24

Еще раз попала на «Цвета граната», и не могу промолчать о фильме, который идет в зале 18+. Как он называется, я не посмотрела, в сети пока тоже не могу ничего найти. Помню, что в конце 80-х в эфире возникла озабоченность экологией, много писалось и печаталось на эту тему, у нас даже одна из тем выпускных школьных сочинений была посвящена  проблеме Аральского моря. Вероятно, фильм из того же поколения, разница в том, что он резко отличается способом «донесения мысли» от истерично-менторского тона большинства изданий на эту же тему.

Что такое экологическая катастрофа? Это закономерный результат варварской деятельности человека, его потребительского отношения к земному ресурсу, т.е. проблема находится на уровне базовых потребностей человека. И чтобы донести идею без искажения и без прочих смысловых потерь, нужно говорить со зрителем на том же языке, на языке этой проблемы, на базовом уровне. Беспощадно. Это не социальная реклама «Зебра важнее всех лошадей» - такая реклама - как незаметно испортить воздух. Чтобы достичь цели, нужно пригвоздить ее намертво, чтобы внутри что-то безвозвратно перемкнуло.

Параджанов именно это и делал. В образе Земли зрителя встречает женщина фертильного возраста с фигурой первобытной Венеры, из одежды на ней безобразно перетягивающий тело «корсет» из полос, напоминающих меридианы с параллелями, у нее сильная растительность на ногах вплоть до поясницы. Её образ - это её основная задача: давать жизнь другим. На головах у актёров фаллические пластиковые шапочки высотой до полуметра. В качестве фона выступает то урбанистический пейзаж, то соленая пустыня, то пересохшие или застоявшиеся лагуны, промышленный мусор, груды б/у пластика, гигантские пейзажи городской свалки. Будто после крушения, после глобальной катастрофы… Что происходит? Этот зал почти всегда пустой, потому что тотальное ханжество  или современные «эстетические стандарты» наготы не позволяют зрителю за актами грязного сексуального надругательства увидеть метафору. Над Землей совершается насилие, сексуальное насилие крупным планом. С ней делают разное, она пассивна, она терпит. Нет, она уже не испытывает удовольствия. Нет, мужчин в кадре нет, вполне достаточно этих шапочек и партнерши-символа (смысл как бы плоть от плоти). Кадр насилия меняется другим кадром с символами, который как бы объясняет смысл предыдущего кадра. Частота смены кадров то возрастает, то убывает, этим достигается контроль над зрителем, подчинение. Это все вызывает сильное животное чувство, когда похоть и тошнота возникают одновременно. Когда вместо головы (мозгов) та самая шапочка-фаллос, это ведь тоже символично.  Кто-то назовет это порнографической перверсией, кто-то плюнет и быстро унесет ноги с мыслями о том, как такое возможно. А чем мы занимаемся ежедневно, когда, например, выносим мусор? Куда это все девается после? Потребительское отношение к Земле, к ее ресурсу, брать-брать-брать, а взамен лишь срать-срать-срать? Человек как паразит. Параджанов не щадит чувств зрителя, он его эмоционально избивает, насилует, до изнеможения, «сиди и смотри! потому что это - твое отражение», чтобы внутри это гадливое послевкусие еще долго бы отравляло существование, чтобы вместо фаллоса наконец-то включился мозг. Это не месть, это импульс к Пробуждению. Иди и смотри.

культпоход, о злободневном, искусство, интересный человек

Previous post Next post
Up