А теперь немного о наших поездках за пределы Селестуна. Итак, вечером второго дня, усевшись с чаем в кресле, я предложила посмотреть какой-нибудь фильм.
"Какой еще фильм, нам вставать в 5 утра, так что пьем чай и спать", - сказал как отрезал Ваэ.
"5 утра? Ты с ума сошел?" - возмутилась я, подумав, что он сильно преувеличивает. Но он не преувеличивал. И разбудил в 5 утра. Точнее вытолкнул из кровати.
Пока я сонная и с вразнобой торчащими волосами стояла посреди спальни, как восставший зомби, совершенно не понимая, что происходит, он варил мне кофе в качестве извинения.
А потом собирал наши вещи, одевался сам, одевал меня и вообще делал все очень быстро и как получится.
Потом мы завтракали. Завтрак оставляла нам в прихожей хозяйка. И пока я пила кофе, Ваэ глотал сначала свою порцию меда, потом мою, свое варенье, потом мое, та же участь постигала бананы и йогурт. Оставляя мне арахисовое масло, он шел к двери со словами "я завожу машину, через 2 минуты выходи".
Как только за ним закрывалась дверь, я проваливалась на диван/кровать - что стояло ближе - и думала о том, что у меня есть две минуты, чтобы досмотреть сон, а потом я его убью.
Так продолжалось почти неделю. За это время мы посетили несколько пирамид майя. Если обобщить, то самым большим вызовом была, пожалуй, жара. Будучи недовольной сверхранними подъемами, в глубине души я была безмерно благодарна Исаханяну, ибо после 11 находиться где-либо на открытом воздухе было настоящей игрой на выживание.
Вернемся к пирамидам.
Древности завораживали. Ваэ делился печеньями и энциклопедическими знаниями, рассказывал разные легенды, и слушать его было интереснее, чем любого гида.
Так вот первым пунктом был крупнейший центр народа майя Чичен-Ица, что означает нечто вроде "устье колодца племени Ица".
Город был основан в 5-6 веке нашей эры на севере полуострова Юкатан. В нем находится пирамида Кукулькана - одна из самых известных.
Кукулькан - в переводе "пернатый змей" - одно из главных божеств в мифологии майя.
Структура пирамиды схожа с тройной матрешкой. Иными словами, внутри большой пирамиды есть пирамида, обнаруженная где-то в 1930-ых годах, а внутри нее есть еще одна пирамида.
На вершине пирамиды расположен небольшой храм с четырьмя входами. В нём совершались жертвоприношения.
Со всех четырёх сторон от основания к вершине пирамиды ведут четыре лестницы, сориентированные по сторонам света. Окаймляет лестницы каменная балюстрада, начинающаяся внизу с головы змея и продолжающаяся в виде змеиного тела до верха пирамиды.
Говорят, ежегодно в дни осеннего и весеннего равноденствия можно увидеть зрелище «пернатого змея». Тень ступенчатых рёбер пирамиды падает на камни балюстрады, и создаётся ощущение, что змей оживает и ползёт - в марте вверх, а в сентябре - вниз.
В X веке Чичен-Ица была захвачена тольтеками и вскоре стала столицей тольтекского государства. Позже она была разгромлена объединённым войском трёх городов-государств - Майяпана, Ушмаля и Ицмаля.
Ко времени прихода испанцев Чичен-Ица опустела. Что именно заставило уйти людей, неизвестно.
Кстати, все здания в городе построены таким образом, что создают удивительный акустический эффект, многократно усиливающий звук.
Нагулявшись в Чичен-Ице, мы поехали в сенот Ik Kil. Всего мы посетили три сенота - Ik Kil, Dzonbakal, X'batun.
Что такое сенот? Это естественные провалы, скажем, озерца, в которых протекают подземные воды. Они использовались в качестве источников воды и мест для жертвоприношений. Вода в них бирюзовая и настолько прозрачна, что прекрасно видно дно.
Искупавшись в Ik Kil, мы отправились в Мериду. По пути я попросила Ваэ остановиться у кладбища. Ибо вот как оно выглядело.
Если попробовать описать Мериду, то c виду это спокойный уютный город, но стоит отдалиться от центра, как попадаешь в муравейник. Все куда-то спешат, что-то продают и покупают. Потеряться в нем не проблема.
В Мериде мы наелись гуакамоле. Это "зеленый соус" (готовится преимущественно из авокадо), который подается в качестве закуски вместе с начосами. Кстати, во многих заведениях его приносят бесплатно.
Соскучившись то ли по соусу, то ли по тем дням, мы приготовили его дома.
В Мериду мы заезжали еще несколько раз и успели даже попасть на игру пок-та-пок, которая проводится у Кафедрального собора, считающегося первым христианским храмом, появившимся в материковой Америке. Это старейший собор страны.
Что касается игры, то в ней участвуют две команды. Целью команды в древние времена было забить 4-ех килограммовый каучуковый мяч (есть мнение, что в качестве мяча использовалась голова или череп) в высеченное из камня и вертикально расположенное на стене кольцо противника. Причем отбивать мяч можно было только бёдрами, локтями, плечами, ягодицами или спиной.
Победившие игроки удостаивались чести быть убитыми, поскольку считалось, что они достигли наивысшего мастерства и теперь готовы соперничать с богами.
Впечатлившись игрой, по итогам которой никого, конечно, не убили, мы взяли кофе и поехали домой. Откуда у Исаханяна были силы сесть за руль, я не знала, но втайне восхищалась.