Different styles of teaching

Dec 04, 2012 10:01

У меня в прошлой записи спросили, помогали ли мне родители когда-то с уроками. Отвечаю: помогали. Все случаи не припомню, но отлично помню битвы по физике. Физику у нас преподавала женщина сама без какого-либо физического образования, сама явно ничего не понимавшая. На доске она бралась решать задачу только если в ответнике она была расписана, но и тогда в процессе обьяснений могла запутаться.

Физика мне казалась предметом невозможным к пониманию. Какое-то скопление тем, друг с другом не связанное; какое-то нагромождение концепций, которые вроде понимаешь, но как потом их применять -- совершенно непонятно. Собственно, мне даже сложно сейчас описать тот темный лес, что мне тогда представлялся, потому что с тех пор я физику подучила, и лес оказался веселеньким и очень проходимым (и даже со стройными дорожками), но в восьмом-десятом классе это было явно не так.

И те редкие случаи, когда я все-таки решала сделать домашнее задание по физике, становились мучением всей семье. Сначала со мной садился папа, как главный знаток физики. Папа щелкал задачки, как семечки, понятное дело, но обьяснить мне не мог. Вернее, обьяснить так, чтоб я поняла. Меня бесило, выводило из себя, меня выкручивало, но я не понимала. Я злилась на него, на себя, на физику; я успокаивалась и хотела понять и следила за его обьяснениями, но суть от меня ускользала. Иногда казалось, что я понимаю все шаги, и вот-вот, и тут... и тут либо появлялся какой-то шаг, который я совсем не понимала, как он связан, либо даже решив ту одну задачу, я не могла решить другие такие.

Потом, когда я домучивала папу и себя, приходила мама. Она сначала разбиралась сама немного в задаче, а потом обьясняла ее мне, и вдруг задача превращалась из совершенно дикой в решаемую. Как это происходило, было для меня тайной.

Почему у папы я не понимала, а у мамы -- понимала? Этот вопрос меня сейчас очень интересует, потому что очень часто я наблюдаю, как вот так сталкиваются мой муж и сын -- примерно как я с папой. Сын кипятится, муж пытается обьяснить. Или, наоборот, муж кипятится, сын пытается понять. Почему так?

Это нельзя свести на счет неумения обьяснять. Тот же папа обьяснял мне множество интереснейших и сложных вещей -- от устройства биржи, до основ вселенной и еще много всего. Или тот же муж может иногда ребенку обьяснить все так, что ребенок быстро понимает.

Это нельзя все списать на усталость, голод или настроение. Иногда и то и другое и третье все вроде бы отличные. Или, хотя бы, бывает, что после битвы мужа и сына, прихожу я, и ребенку все быстро обьясняю.

Пока что у меня теория только одна: про методы обьяснения. И папа и муж придерживаются версии, что надо задавать вопросы. То есть вместо того, чтоб показать, как решать, они наводящими вопросами пытаются сделать, чтоб ребенок сам понял -- и тогда оно лучше запомнится, лучше отложится, и в следующий раз будет легче. Это в принципе хорошая теория. Но работает не для всех и не всегда.

Я пока не могу точно описать условия, когда такой способ обьяснений не работает, но в общем эти условия будут связаны с общим знакомством с материалом и со сложностью шагов, которые требуется додумать. Жутко бесит, когда от тебя добиваются ответов в том, что ты просто не знаешь. Так, что даже гадать бесполезно. Ну что они, издеваются, что ли?

И думается мне, что зря они (мы) боимся метода "просто обьяснить теорию и показать шаг за шагом, как ее применять". Почему-то считается, что тогда ребенок будет тупо решать по шаблону, ничего не понимая. Конечно, может и так, но на самом деле -- как я знаю по себе -- даже когда решаешь по шаблону задачу за задачей, постепенно запросто может прийти понимание. Но, главное, даже не это, а то, что когда тебе показывают шаги, то понимание вполне даже приходит. И иногда лучше и больше, чем если тебя наталкивают вопросами.

Для меня лично, метод обучения, когда мне просто обьясняют материал, и показывают, как на его основе решать задачи или делать дело, остается главным и самым подходящим. Тогда я могу сосредоточиться на понимании, а не на мучительном угадывании или продумывании ответов на конкретную подсказку/вопрос. И я думаю, что этот классический метод сильно сейчас недооценен.

Вопросы, наглядные пособия, подсказки, аналогии и т.д. -- это все хорошо. Но зачастую проще и лучше таки просто показать, хотя бы в первый раз. Надо стараться об этом не забывать.

Ах да, и еще не думать про ребенка, как про тупицу или специально упрямящегося, потому что это ребенок точно заметит, и тогда уже точно станет тем самым тупицей или специально упрямящимся.

parenthood, stories, family, goshik, family issues, polemics, articles, education

Previous post Next post
Up