Честно посмотрел премьеру "Пробуждения Силы". Смотрел в свежеоткрытом на берегу Енисея долгострое модного формата IMAX; особо им не впечатлён - 3D как 3D, только экран поширше. У открывающего ролика, рекламирующего все преимущества означенного формата, графон, как показалось, был лучше, чем у самого фильма, но не это главное. Предыдущие части тоже превосходно без графона обходились.
Сюжет фильма напоминает объект поп-арта тридцатых годов, только вместо бутылочных этикеток аппликация составлена из кусочков предыдущих частей - всех, от первой до последней. Носительница Силы, пилот от Б-га и просто няша по имени Рей (исп. "король") прозябает на пустынной планете, копаясь в электронном мусоре; улетать с неё не может по семейным обстоятельствам (I, IV), однако приходится, ибо на голову сваливается спасённый от мусорщика дроеде с крайне важной гойлограммой в геометрически правильном пузике (IV). Гойлограмма оказывается куском карты, где совершенно в стиле Роберта Л. Стивенсона указан путь к сокровищу, каковое есть удалившийся от мiра Люк Скайуокер. По следам дроеде идёт потерпевший крушение инопланетчик (I), который мало того что земляк Винду, так ещё и осознал всю бесперспективность работы на Империю (V), сделал ноги сам и помог сделать попавшему в плен повстанческому асу; его он полагает погибшим, а потому горит желанием закончить его дело - см. Frozen Throne, кампания за Орду, первая глава. Излишне говорить, что в результате перечисленного все вышеназванные находятся в федеральном розыске. Розыскные работы ведут Кайло Рен - монстр в маске, к образу которого настоятельно следовало бы добавить букву Х в начале фамилии, и Бриенна Торт, наконец-то дорвавшаяся до сверкающих доспехов (II). Он по злобе зарубает световым мечом седобородого дедульку, напрямую связанного с пресловутой гойлограммой (IV), а она командует расстрелом пустынных колхозников. Но трое беглецов тоже не лыком шиты: делают ноги на подвернувшемся под руку пепелаце (IV) и, попетляв над пустыней на бреющем полёте (I) и сбросив таким образом хвост, сваливают со сраной Джаккашки.
Монстр в маске старательно срывает злость на приборных панелях (III), пытается сохранить моральную твёрдость и верность избранному пути (II), медитируя на оплавленный причиндал своего великого деда, а потом исповедуется в неудачах Чёрному Властелину (V). Последний появляется исключительно в виде гойлограммы (I-III) величиной с экран, на котором показывают фильм, и напоминает с лица плод лютой групповухи Тома Реддла-младшего, Азога Осквернителя и зефирного злобздея из "Прометея". Перед ним старательно выслуживается рыжий, как три еврея, генерал (IV), периодически оттесняющий на задний план даже масконосца и толкающий на публику патетическую речь (III) о необходимости защищать национальные интересы First Order'а путём выпиливания с лица галактики республиканских анахронизмов (IV). Выпиливание производят силами Звезды Смерти 3.0, выстроенной на базе целой планеты и сосущей на такое благое дело энергию собственного солнца; дальнобойность, конечно, выросла экспоненциально, но принцип остался прежним. В похеренной Расширенной вселенной мегаломаньяки, клепая свои Орудия Судных Дней, хотя бы проявляли фантазию...
Тем временем дроеде, няша и примкнувший к ним земляк Винду случайно на тайную заимку, где проживают в приказах поседелый чатланин и повышенной лохматости пацак, до крайности обрадованные возвратом любимого пепелаца. Тот, со слов хозяина, успел за прошедшее с "Возвращения джедая" время сменить столько владельцев, что позавидовала бы сама "Чёрная Жемчужина". Следует короткая стычка с очередными желающими вытрясти из многострадального Соло деньги (IV), где первую скрипку играет небритый Фродо Поттер; в итоге Хан возвращается за штурвал пепелаца, а гоп-компания отправляется на корм зверям, изобилующим зубами и тентаклями (VI). Глядя вслед упорхнувшему "Соколу" глазами опоздавшей на перрон Анны Карениной, Фродо Поттер звонит в гестапо и сильно ругается.
Старики-разбойники доставляют беглецов на лесистую планету, где в руинах навевающего воспоминания об ацтеках храма (IV) содержит весёлый притон мудрое тысячелетнее создание ростом по пояс человеку (V) и с кожей цвета первой украинской революции. Земляк Винду кается в трусости и несоответствии самовольно присвоенному званию "героя Сопротивления" и пытается смыться, хотя няша его всячески отговаривает (II). В подвалах притона она раскапывает световой меч Люка, от прикосновения к которому с ней случаются маловразумительные видения (II-V), как бы намекающие нам, что со старым владельцем меча она связана кровными узами. Мудрому созданию, явившемуся это пояснить, няша не внимает и сбегает (II-V) в близлежащий лес. Там в узком проходе между замшелых валунов её настигает масконосец (V) и забирает с собой на флагман (VI) в надежде проникнуть в мозги и выведать искомые координаты без помощи дроеде.
Тем временем над траченым лазерами притоном весело транклюкируют друг дружку истребители First Order'а и добравшегося к шапочному разбору Сопротивления. Последнее возглавляет почти не поседевшая прынцесса Лея, отказавшаяся от "булочек" на голове и приобрётшая заметное сходство с бабушкой по отцу. Стариков-разбойников, дроеде и примкнувшего к ним земляка Винду забирают на не менее лесистую планету, где квартирует Сопротивление (IV). Звезду Смерти 3.0 решено делить на ноль по проверенному сорока годами практики алгоритму:
1) Налететь эскадрильей истребителей;
2) Бомбануть в уязвимое место;
3) ???
4) КРАСОЧНЫЙ ВЗРЫВ!!1
Подготовить уязвимое место к бомбёжке и заодно вызволить няшу направляются земляк Винду и примкнувшие к нему старики-разбойники.
Няша между тем томится в кресле, подозрительно похожем на зубоврачебное (III), и подвергается малоуспешным пыткам со стороны масконосца. У него, по крайней мере, родственное сходство налицо: под маской форменный гибрид Кристенсена со стильным-модным-молодёжным Хиддлстоном. Это ж-ж неспроста... Обиженный на безрезультатность пыток, масконосец отправляется жаловаться Чёрному Властелину, а няша овладевает разум ближайшего часового и пускается в бега по коридорам (IV, V). Там натыкается на спасательную зондеркоманду, Хан и Чуи отправляются минировать опоры, а остальные - с вещами на выход. Следует короткая драматическая сценка: папа и сын встречаются на узком мосту над бездной, папа зовёт сына с собой, тот нейдёт, добрый падает вниз, злой остаётся (V). У возмущенного такой вторичностью Чубакки бомбит свежезаложенный заряд, с неба добавляют истребители во главе со спасшимся с Джакку асом, уязвимое место успешно уязвлено (VI).
В заснеженном лесу Рей и земляка Винду настигает масконосец, явно настроенный повторить первые кадры "Игры Престолов" - натура, по крайней мере, один в один. Оба по очереди отбиваются от него Люковым мечом, причём успешно; это вкупе с "пламенеющим" нестабильным клинком Кайлова меча наводит на мысль о том, что масконосец и сам постигает Силу самоучкой, кустарно. Несмотря на это (или благодаря этому, что вернее) он предлагает няше учиться у него (VI), получает
закономерный ответ - на этом месте диалог в лучших диснеевских традициях прерывает трещина в земле. Навьючив Чубакку обмороженным (V) земляком Винду, Рей даёт по газам. Планета рвётся на британский флаг, "Сокол Тысячелетия", гордо повиливая эскадрильей крестокрылов, улетает на базу (IV, VI). Новопреставленных оплакивают, пострадавших помещают на реабилитацию; голо-воломка складывается и, погрузившись в пепелац на пару с Чубаккой, няша следует в указанном ею направлении. Там, посягая стоянием на голых камнях на лавры Серафима Саровского, отшельничает живая легенда (V) - бородатый Скайуокер. Happy continued.
Подводя итог: окрестив режиссёра Джа-Джа Абрамсом, фанаты откровенно накаркали. Игрожурская пословица "тех же щей да погуще влей" по отношению к "Пробуждению Силы" актуальна как никогда. Будучи зазипованными и скомпилированными воедино, предыдущие эпизоды ничуть не выиграли; не спасают даже щедро рассыпанные отсылки к знаковым моментам саги. Возможно, сам Лукас сумел бы взглянуть на своё порождение под новым углом, но он взял самоотвод - так пусть теперь не жалуется, что продолжатели в стремлении быть большими католиками, чем папа, так и остались в его могучей тени.
Политическая ситуация в галактике запредельно невразумительная. Вроде как существует Новая Республика, обезглавливаемая на наших глазах - но её отношения и с Сопротивлением, и с First Order'ом неясны. Кстати, детище Сноука я намеренно пишу в оригинале - хрен ещё пойми, "Орден" он на самом деле или "Порядок". На раскрытие того, как сумели сплотиться имперские недобитки и где пролегает граница, отделяющая их сектора галактики от республиканских, у режиссёра есть ещё два фильма, но надежда на здравый смысл призрачна, как образ Оби-Вана, витающий над хотской тундрой.
И всё-таки без ложки мёда в бочке банта пуду не обошлось. Во-первых, упомянутые отсылки и цитаты, и будь они только визуальными, а не повторяй в духе дедушки Проппа события с заменой только действующих лиц - лучшего и желать было бы нельзя. Совершенно диснеевская по духу хохмочка, когда герои периодически говорят одно и то же разом, удивительно гармонично ложится на стилистику вселенной - да так оно обычно и бывает с шутками, которые родились случайно. Ну и последняя надежда на интригу: а сам Бен Соло-то в курсе, что его обожаемый Вейдер под конец жизни повернулся-таки обратно к Свету? Сдаётся мне, что либо не знает (и тогда он жертва сноуковской пропаганды), либо активно убеждает себя не верить (и тогда он банальнейшая школота). Это напоминает один дореволюционный анекдот:
Одна из самых знаменитых проповедей митрополита Платона была говорена в Петропавловском соборе в присутствии Императрицы Екатерины II по случаю победы российского флота над турецким 24 июня 1770 года.
Проповедник вдруг спустился с амвона, подошел к гробнице Петра I и воззвал:
- Восстань теперь, великий монарх, Отечества нашего отец, восстань и насладись плодами трудов твоих...
Присутствующий при этом граф Разумовский, украинец, потихоньку сказал кому-то из придворных:
- Чого вiн його кличе? Як встане, то усим достанется.