Глубокий смысл русских сказок

Aug 12, 2021 01:44

Настоящая древняя русская культура нам почти неизвестна, так как христианская Церковь её старательно вымарывала, особенно при Петре I. Но кое-какие крохи из этой культуры до нас дошли, и прежде всего это сказки. Те самые, которые кажутся нам такими примитивными, детскими, глупыми, скучными. На самом деле эти сказки несут глубокий смысл и важные образы. Наши предки использовали эти сказки и для правильного воспитания детей, и для передачи знаний, и для выражения своих чаяний и страхов. Причем они прекрасно понимали все эти сказки и образы, а нам сегодня приходится делать разборы, по объему превышающие эти сказки в разы.

Разберем для примера две известных коротких сказки.

Сказка про вершки и корешки



Жил-был мужик. Распахал он поле, засеял репу, заботился о ней, надеялся на большой урожай. Но вдруг приходит к Мужику Медведь и говорит:
- Мужик, делись урожаем, или я тебя съем!
Мужик репу почесал, и говорит:
- Да не вопрос! Приходи осенью, когда урожай поспеет. Все честно разделим пополам: тебе вершки, а мне корешки!
Медведь согласился, и осенью получил свои вершки. Притащил их в свою берлогу, пробует - а они невкусные, есть невозможно. Медведь разозлился, и думает: в следующем году снова к мужику пойду, но потребую не вершки, а корешки!

Наступила следующая осень, мужик убирает урожай, и тут приходит Медведь:
- Мужик, в этот раз ты меня не обманешь! Отдавай мне половину урожая! На этот раз я корешки возьму, а ты себе вершки забирай!
Мужик согласился, и отдал Медведю корешки, а сам остался с вершками. Но и на этот раз Медведь остался с носом, потому что Мужик тогда посеял не репу, а рожь.

В сети эта сказка описывается просто: "как хитрый мужик медведя обманул". Но сказка содержит важный урок: не сей каждый год одно и то же, соблюдай севооборот!

Характерная черта: про Мужика сказано просто "жил-был", а то и вовсе сказка начинается словами "посеял мужик репу". Отсутствие указания точного времени и места означает, что речь о Человеке вообще, а не о конкретном Ване из соседнего села. В славянской культуре Медведь - символ природы, стихии. Медведь, требующий свою долю - это природа, которая иногда портит урожай. Если ты каждый год будешь сажать корнеплоды - в почве накопятся болезни, которые поражают корни, и останешься без урожая. Так через сказки крестьяне учили детей, как заботиться о полях. Если смотреть на более широкую трактовку, то Сказка о вершках и корешках учит, что природа всегда готова взять своё, и надо постоянно менять что-то в своих действиях, чтобы не пострадать от стихии. Мы сегодня об этом забыли, из-за чего каждый год страдаем от наводнений.

Еще интересный момент: в этой сказке обычно говорится именно про рожь, и часто указывается, что мужик поле распахал прямо в лесу. Это может говорить о северном происхождении сказки, в районе Вологодской или Архангельской областей. Там поля делались посреди тайги, просто выжигая лес полосой. До сих пор можно увидеть на спутниковой карте следы-полосы. И выращивали много ржи, потому что у неё короткий вегетативный период.

Сказка про Курочку Рябу



Жили-были Дед со Старухой. И была у них Курочка Ряба. Однажды снесла Курочка яичко, да непростое, а золотое. Дед бил-бил, да не разбил. Старуха била-била, да не разбила. Мышка пробежала, хвостиком махнула, яичко и разбилось. (часть про то, что Курочка обещала снести новое яичко, прибавилась значительно позже)

Это один из сложнейший сюжетов, потому что он очень древний, очень распространенный, и очень измененный. Рассказывая сказку, каждое поколение и каждая деревня привносила в неё что-то своё, число персонажей меняется от двух до семи, яйцо где-то золотое, где-то рябое, при разбивании иногда дубы гнутся и кадка с тестом опрокидывается. В общем, очень много чисто бытовых наслоений. Но в костяке сюжета нас интересует:

"жили-были" - снова история вне времени и пространства, а значит это история про всех и для всех, а не просто росказня про соседа;
"старик со старухой" - это не просто какой-то там мужик, а пара прародителей, главы рода, возможно боги;
"курочка Ряба" - рябая, цветная. Многоцветие, мир. До сих пор у нас считается, что кошки со множеством цветов в окрасе являются какими-то особенными, приносят счастье. Рябая, цветная - значит содержит много цветов, много вариантов, как сам мир;
"яйцо" - важнейший символ в славянской культуре, восходит к идее Мирового Яйца, из которого появился мир;
"мышь" некоторые исследователи сегодня склонны воспринимать негативно, будучи не в силах преодолеть субъективную неприязнь к грызунам. Однако заметно, что в славянской и европейской культуре негативный образ обычно достается крысе. А мышь фигурирует например в Сказке про Репку: она помогает вытащить корнеплод. Так что "мышь" надо воспринимать как нейтральный либо положительный аспект, скорее как мысль или стремление.

Таким образом сказка про Курочку Рябу может рассматриваться как метафора зарождения нашего мира, или просто как рассказ о том, что с идеей надо быть осторожнее. В первом варианте можно представить, что бог и богиня сотворили яйцо, но не углядели, оно разбилось, и Мир стал жить своей жизнью, развиваться помимо их воли. Во втором варианте можно представить, как у двух людей появилась интересная идея или ресурс, но поспешными действиями они всё испортили. Например, не смогли грамотно распорядится неожиданным богатством. С учетом множества наслоений можно предположить, что наши предки рассматривали сюжет с яйцом в обеих вариациях.

Едва ли единственное толкование Курочки Рябы, с которым невозможно согласиться, - это христианское толкование, через образы Адама и Евы. Просто потому, что сказка про особенное яйцо была придумана еще до появления христианства, и основана именно на языческих символах. К сожалению, многие исследователи забывают этот момент, не могут абстрагироваться от своей нынешней культуры. Подобную ошибку совершал и Задорнов, когда например трактовал "аз-буки-веди" через призму православия. Этот комик вообще много вреда принес исторической и культурной науке, но это уже отдельная тема.

Мы с вами не понимаем этих сказок, потому что изрядно деградировали в плане восприятия. Мы много читаем и изучаем, но из-за этого совсем перестали ощущать, отключили интуицию и образное восприятие, которое было у наших предков. Они не нуждались в пояснениях о том, какое значение может иметь яйцо или медведь, - они это ощущали, потому что всё, что х их окружало, имело значение. Каждое яйцо давалось трудом, каждый медведь был смертельной угрозой. А мы утратили осознание ценности множества вещей, наполняющих наш мир. Изучение сказок и образов помогает вернуть эту связь с мирозданием и предками.

Ну а тем, кто любит сказки, очень советую Писахова. Чудесные вещи создал, и мультики по мотивам его сказок просто замечательные.

Сказки, Бродячие сюжеты, Славянская культура, Легенды

Previous post Next post
Up