Oct 04, 2012 23:39
Лебединое озеро 29 сентября 2012, МАМТ
Я всерьез задолжала "Стасику".
Не написала о двух замечательных Русалочках с Анастасией Першенковой и Виктором Диком - Ноймайер для меня трудно описуем.
В случае же c двумя Коппелиями, эмоциями от которых я ни с кем толком не поделилась, у меня внятных оправданий нет.
Ну понятно, было лето, теплынь, отпуск, расхолаживающая атмосфера...
Но, наверное, главная причина - Сергей Полунин, который меня так приворожил, что я побоялась сглазить увиденное)
Мы, зрители, пишем не только о просмотренных спектаклях, но и о навеянных ими чувствах.
И иногда о чувствах хочется в свое удовольствие помолчать)
Но молчание хорошо в меру, потому о первом Лебедином озере Сергей Полунина и открытии балетного сезона в МАМТе я напишу.
После досадного кремлевского фальстарта (стараюсь об этом забыть), я наконец-то полноценно открыла балетный сезон.
Лебединым.
Что со мной редко случается, ибо не относится этот балет к моим любимым.
Тем не менее стасиковская версия мне очень симпатична.
За исключением того, что я каждый раз подпрыгиваю в первом действии, когда музыка используется не так, как мне привычно, и в самом финале, когда творится какая-то слащавая чертовщина, и я тщусь понять, отчего там все само собой рассосалось.
Всё остальное в бурмейстеровской версии меня радует.
Внятный, по-сказочному красивый, увлекательный спектакль.
Пожалуй, скучновато мне бывает иногда в начале, когда танцуют придворные и пол-акта зажигает Шут.
Но не в этот раз. Как ни странно.
Вроде бы я должна была сидеть как на иголках в ожидании, когда же Полунину перепадет что-то станцевать.
Но ничего подобного, спектакль увлек меня сразу и целиком: как открылся занавес, сразу почувствовалось, что труппа порядком на взводе от первого спектакля в сезоне и от торжественного дебюта своего "трофейного" премьера)
Этот общий праздничный мандраж бодрил зрителей, как тоник.
Шут Георгия Гусева меня просто очаровал. Начал немного нервно, но так растанцевался, просто радость. А еще помимо положенных по роли трюкачеств Гусев провел свою роль так, что заставил меня увидеть в Шуте не персонаж-функцию, а полноценное действующее лицо истории. Вероятно, потому, что роль еще не затанцована им, все выглядит таким убедительным: забавные рожицы, обаятельные шалости, подвижность эмоций не меньшая, чем подвижность физическая. У этого Шута за ярким гримом пока еще видно человеческое лицо, и премилое.
В общем, этот Шут не просто занимал время и пространство, которое зрители бы с радостью отдали Принцу, - он был интересен.
То есть я, конечно, была бы счастлива, если бы Принц потанцевал побольше, но я заранее морально приготовилась к тому, что у Зигфрида в этом ЛО всего полторы вариации и скромная возможность покрутить балерину в адажио. И знала: поскольку МАМТ свою версию чтит уже шестьдесят лет, никто переписывать текст не будет даже ради особенного исполнителя.
И все же я не ожидала, что исполнитель окажется настолько особенным. Стоило открыться занавесу, и стало понятно, кто здесь принц и главный герой.
Не по одежке. По патрицианским манерам, словно бы вовсе и не затверженным в школе, а врожденным, и по внутренней харизме.
Я не знаю, какова роль Королевского английского балета в том, что Полунин выглядит на сцене стопроцентным аристократом в тридцать третьем колене, - наверняка огромная. Надеюсь, он всегда будет об этом с благодарностью помнить.
Но, мне кажется, это еще и личное дарование. Стилю можно выучиться, но талант держать массы либо есть, либо нет.
Кстати, играет Полунин мастерски, но тоже по-заморски. Никаких акварельных красок, скорее холст и масло. Крупные, значительные, уверенные жесты.
Непривычно, но впечатляюще.
Рядом с Полуниным в тот вечер находились еще два танцовщика, на которых театр намерен делать ставку, Величко и Соболевский, оба очень неплохо смотрелись, порадовали в па-де-катре (девушки понравились значительно меньше). И тем не менее Полунин без излишней куртуазности, без актерской многозначительности, даже в статике, или медленно прохаживаясь среди танцующих, притягивал в себе взгляд.
Вот в этот момент я испугалась)
Когда ты готов бесконечно любоваться танцовщиком, даже не начавшим танцевать, это не признак фанатства? А фанатство - это добровольная вассальная клятва души предмету поклонения, и это меня пугает до жути.
Я даже отзыв сразу писать не стала, дала себе время на осмысление. Но, похоже, ответ на этот вопрос мы узнаем только следующих "сериях", на других спектаклях Полунина.
Рассеется ли морок или наоборот, поглотит меня?
Как ни удивительно, немного пришла в себя я на первой вариации Зигфрида.
До нее меня практически ввел в гипноз двухслойный спектакль: милейшее светлое, домашнее копошение маленького сказочного двора и строгий, мощно-интровертный главный герой, прорезающий уютную атмосферу своими будоражащими эманациями.
И когда Полунину наконец-то дали станцевать малюсенькую вариацию, ему пришлось это делать на музыку, под которую нам привычней видеть дуэт Одиллии, соблазняющей принца.
И он станцевал именно ту музыку, которая так подходит Одиллии, - упруго и чувственно)
С ярким посылом всем присутствующим.
Я бы даже могла сказать - слишком ярким, танцевальный спич принца я про себя окрестила "У меня есть мечта". Вот так - ни много ни мало)
Смотрелось это так, словно бы во время деревенского праздника неожиданно кто-то вышел и произнес краткую речь, сильную и безупречную по меркам ораторского искусства. И речь хороша, и праздник мил, но столкновение этих двух событий повергает в ступор.
И вот ведь в чем проблема: невозможно пожелать Стасику изменить плавное течение его фирменного спектакля, но и попросить Полунина быть попроще и побледнее никак нельзя.
Обычно в этом ЛО принц - всего лишь подспорье для балерины, но это не случай Полунина.
К моему преогромному сожалению, партнерши, способной принять эмоциональный дар Полунина-Зигфрида, в этот раз в МАМТе не нашли.
Исполняющая обязанности Одетты-Одиллии Эрика Микиртичева в моих глазах экзамен на ЛО-пригодность провалила.
Наличие длинных конечностей не делает из балерины Лебедя.
Когда стиль танца провинциален, лебединый трепет заменятся колыханием тела от неуверенности, птичьи крылья имитируются расстроенным всплескиванием рук, когда на лице одно и то же плаксивое выражение, а трактовка роли проста до боли - бедолажка, взывающая к жалости, - ни в какую нельзя понять, отчего великолепный аристократ Принц Зигфрид буквально примагнитился к этой птице невысокого полета. Почему не к любой другой, там их еще почти три десятка?
Как же непросто мне было в белом адажио, потому что смотреть на сцену выборочно не получалось. Как любоваться Зигфридом, пылко увлекающим в объятия свою партнершу, если и.о. Одетты при этом лишь жалостливо округляет глаза и старательно протанцовывает текст?
Но с Одиллией все оказалось еще мучительней. Подозреваю, что нынешние балерины почерпывают свои вамп-манеры из сериалов, оттого их дешевый сексапил имеет ярко выраженный пародийный оттенок.
Впору было прослезиться от расстройства, глядя на Зигфрида, расточающего себя на такой кухонно-бытовой вариант соблазнения. Никакой фантазии не хватало поверить, что у этого Принца такие плебейские вкусы, чтобы повестись на подобную дамочку :(((
Даже свалить все на морок, наведенный Ротбартом, не получалось. Увы, папа-колдун в исполнении Антона Домашева источал ту же смесь фокусничества с комичностью, что и его балетная "дочка". Никогда мне не нравился Домашев Ротбартом, а после Коппелии оказалось, что его персонажи в совершенно разных балетах не отличимы друг от друга.
Весьма нетонкая работа, на мой взгляд.
В остальном черный акт прошел как всегда зажигательно - люблю!
Финал на этот раз я перенесла легко и почти счастливо: Полунину удалось облагородить происходящее на сцене до такой степени, что я проглотила эту сахарную пилюлю, и не подумав впасть в диабетический шок)
Т.ч. самое главное мое пожелание и театру, и Сергею Полунину - другая партнерша ему и в ЛО, и вообще.
Не буду играть в обычную балетоманскую игру "будь я худруком", т.ч. кандидатуры предлагать не возьмусь.
Учите своих, более подходящих, приглашайте со стороны, - вам решать.
Но коль уж приманили такую ценность, какой является Полунин, дайте ему возможность раскрыться с достойной партнершей, чтобы резонанс пошел во всю мощь.
Вам на гордость, нам на радость.
Очень прошу.
И удачного сезона!
балет,
Сергей Полунин,
театр,
Эрика Микиртичева,
МАМТ,
танец