Война, победившая мир

Nov 01, 2012 01:58


Не все ж писать мне о балете,
Я вам об опере скажу...

"Война и мир" В МАМТе 25.10.12.

Увы, катастрофически не хватает времени на рассказы о моих театральных походах.
Страдает прежде всего опера, почему-то о ней мне писать куда сложнее,чем о балете. И дело не в том, что я стесняюсь или слов правильных подобрать не могу. Не знаю в чем причина. Но почему-то не пишется. Даже о прелестнейшей Травиате в БТ начала писать и бросила текст на полпути. Что уж там говорить о походе на Дебюсси в МАМТ. Это был бы настоящий психотриллер, возьмись я озвучить историю своего похода на Пеллеаса с Меллизандой), но ах - время и вдохновение упущены безвозвратно.
Эти события уже в прошлом и останутся похороненными в глубинах моей ненадежной, девичьей памяти.
Было время, когда я на довольно длительный период практически забросила балет и увлеклась, или правильнее сказать пыталась увлечься совсем другими видами искусства. Потом я оставила оперу, т.к. в какой-то момент уши мои перестали выдерживать малопрофессиональные звуки, издаваемые оперными артистами, а нервы - скудоумные режиссерские кочевряженья.
В последнее время я хорошо если раза три в год что-нибудь слушала. Но нынче московская балетная речка как-то явственно обмелела, вот и понесло меня опять к оперным берегам. Правда, куда причаливать, я стараюсь выбирать поосторожнее, чтобы случайно не вступить ненароком в какой-нибудь канализационный выброс.

Что ж, этот почти по-толстовски многословный зачин наконец подвел меня к рассказу о походе на "Войну и мир")
Опера эта во всех отношениях громаднющая, а потому поставить ее целая эпопея.
Взнуздать этого оперного Голиафа нынче взялся маленький Стасик, и, хвала двухсотлетию Отечественной войны 1812 года!,  сделал это вежливо по отношению к материалу, большое ему спасибо.
Т.е. все сделали честь по чести: время, платья, кони, люди, - скромненько, по большей части со вкусом, ну и  с массовочкой в три сотни душ.  
Ну и, раз уж собралось столько народу, решила и я пойти поглядеть, зачем все стоят)
Заодно попыталась не только поглядеть, но и послушать. Хотя по записям музыка к ВиМ энтузиазма у меня не вызывала.
Но иногда в зале, когда сбежать некуда), у меня открывается второе дыхание, или "третий глаз", ну или что-то еще такое, когда внутренние барьеры рушатся и получается расширить собственные горизонты (как случилось у меня на Пеллеасе с Меллизандой, кстати).

Но в этот раз обошлось без открытий: Прокофьева я выслушала, вежливо и внимательно, и твердо поняла, что ВиМ это не мое. Что-то глубоко неправильное есть в текстовых "нескладушках", собранных из толстовского закадрового вещания, прямой речи героев и отсебятины либреттистов,  - переложенных на обрывистые прокофьевские ноты.
Вокальные партии, лишенные внятной мелодии,  - это вообще слушать для меня сложновато, но самыми дискомфортными стали для меня моменты, где пропевались какие-то бытовизмы в тексте . Просто хочется спросить, зачем?  Почему бы просто не говорить под оркестр, как было сделано в одном из эпизодов? (И это был чуть ни самый приятный момент в опере.)
Нет, музыка тоже радовала, но только та, что досталась оркестру: фирменные прокофьевские сумасшедшей красоты ходы, от которых душа то проваливается в пятки, то устремляется в космос.
Ну и вальс, конечно...
Который режиссер Александр Титель, кстати, в начале спектакля откровенно запорол.

Вообще, режиссура оставила неоднозначное впечатление. Сперва мне было откровенно тоскливо. 
Первый бал Наташи получился дешевеньким, сердитым и условным до глупости.  Апофеозом серости показался эпизод с танцующим царем и гостями бала, умиляющимися его козлиным скачкАм. Подумалось тогда, это что, сатира на некоего самодержца, тыкавшего пальцем в пианино и фальшивящего песню о Родине? Если так, то не остро показалось и не смешно.
Вальс разочаровал: герои нелепо покружились, чтоб не сказать потоптались, - и разошлись.  Поскольку главные герои, прямо скажем, харизмой не блеснули, то в самый романтический момент всей истории зрителю на сцене ловить было совершенно нечего.
Спасибо, Прокофьев дал всем, артистам и зрителям, еще один шанс - в финале.

Тем не менее постепенно повествование начало набирать обороты, в историю вводились новые персонажи: не крупные,  мелкие и очень мелкие,  - иногда весьма колоритные (как, например,  старый князь Болконский, просто мастерски насмехавшийся над Наташей).
Потом на сцену вывезли Элен Безухову на гипермегадлинном диване, эдаком замаскированном сексодроме. Хорошая шутка, изящная)
А потом появился развратник Анатоль Курагин со своим подручным Долоховом - и действие наконец раскачалось)
Ковры, шубы и цыгане... и даже лошадь, как это нынче модно, живая. С некоторых пор я лошадям на оперной сцене не радуюсь, но эта не мешала.

Соль прикола в том, что князем Андреем в тот вечер был Дмитрий Зуев, симпатяга и лапочка, и ни минуты не князь, и не Болконский. 
Наташу играла стройная Наталья Петрожицкая.
А вот Анатолем назначили Сергея Балашова, обладателя, мягко говоря, не самой изящной фигуры.
И первая мысль, которая, я уверена, родилась у всех зрителей при виде этого забавного любовного треугольника, была: "Как можно променять этого красавчика на того, хм..., сумоиста?"
Но, честно, потом в это поверилось. Легко)

Зуев мало того, что был не в голосе: пел слабенько, тихо, вяло и с трудом. Он вообще выглядел ужасно бледно.
Оба мундира сидели на нем отвратительно, как будто он где-то мародерствовал и позаимствовал одежку у настоящего аристократа.
(Не понимаю, неужто сложно хорошо пошить мундир обладателю почти идеальной фигуры? Ну как же так? :((( )
И держался он кошмарно скованно, горбился, то и дело смущенно заводил руки за спину, словно простолюдин, случайно попавший в приличное общество. 
Глядя на Зуева, вспомнился мне душка Хью Грант в "Разуме и чувстве"  в роли застенчивого, несветского, по-пингвиньи скрюченного Эдварда Феррарса.  
Один в один;) 
Зуеву непременно надо с собой что-то делать, чай не мальчик из бой-бэнда.
Пока на сцене был точно не Андрей.

Петрожицкая, впрочем, тоже не была Наташей)
Не особо люблю эту певицу, хоть по нашим меркам поет она неплохо, т.е. не интересно, без открытий, но вполне справляется.
Но ни юности, ни трепета, ни обаяния...Резковата, грубовата, угловата, малость неотесана... Ничего романтического  в ней нет.
В общем, какая была приличная и худенькая! певица в театре, такую и поставили Наташей.
Всех своих партнеров она уверенно перепела, но образа мне конкретно не хватило. 
Ну так вот, главные герои не зажгли.

И тут появляется не самый обольстительный Анатоль, Балашов, с весьма нестабильным вокалом, но озорной да с перчиком...
Резвится, похабник, козни строит... И воспринимается куда более интересным персонажем, чем зануда-князь.
Так-то)))
В целом, "Мир" в опере производит впечатление симпатичного стоячего болотца, и вспоминается не Толстой, а Джейн Остен)
А всё, ради чего по большому счету стОит идти смотреть эту постановку, начинается только во втором действии, когда приходит  время "Войны".

Мощные хоры (торжественные, но, на удивление, не избыточно пафосные!), полная сцена людей в мундирах, простые и эффектные режиссерские решения, где главная фишка - геометрические перестроения людских масс,  - вот это было здОрово.  
Зал оживился, на все патриотические обращения реагировал бурно)
Хорам и Кутузову рукоплескал.
Хоть фельдмаршал-Дмитрий Ульянов, певший с большим чувством, в ровном звуковедении  не слишком-то преуспел.
И у всех певцов-мужчин были явные проблемы с верхушками. 
Даже бывший лучшим в тот вечер Николай Ерохин, Пьер, внешне точь-в-точь Бондарчук, не избежал страданий на верхних нотах.
Ну да ладно, эту оперу ушами мне вряд ли когда-нибудь получится полюбить, а как блокбастер ее можно и "посмотреть")   
Т.ч. в данном случае скромные таланты исполнителей меня не сильно задели, в то время как мучения вокалистов в ком-нибудь настоящем меломанском хите мне невыносимы. 
Не будем же о грустном...

Будем о душераздирающем... ;)

Второй шанс. Прощание героев...
Несколько секунд Наташа на руках у Андрея, полет, кружение, вальс...
Да, вот это уже вальс.
А у меня слезы, брызнувшие из глаз...

На сем, пожалуй, и закончу. Без морали. Не по-толстовски. 
И даже не по-анемоновски)

опера, музыка, театр, небалетное, МАМТ

Previous post Next post
Up