Имя жертвы

Feb 12, 2012 04:48


"Жизель" 10.02.12. Крысанова - Гуданов

Очень люблю балерину Екатерину Крысанову. Несколько лет хотела увидеть ее Жизелью. Когда же время дебюта пришло, я разнервничалась. Честно говоря, давно так не переживала по поводу какого-либо ввода. Во-первых, потому что "Жизель" для меня наиглавнейший балет, во-вторых, потому что с интересными Жизелями у нас как-то не слишком радостно.
Катя девушка с фантазией, совершенно непредсказуемая. При этом никогда не возникает ощущения, что она сознательно оригинальничает. Сколько я ни гадала, какой будет ее Жизель, но промахнулась в своих предположениях полностью. Приятно, когда тебя приятно удивляют)
Никакого ощущения дебютной нервозности, необходимости адаптации балерины не было. А сразу был Спектакль, складная и завораживающая история, совместно прочувствованная всем сердцем и Екатериной, и ее партнером Дмитрием Гудановым.

Дмитрию Константиновичу отдельное спасибо. Огромное! Сколько в последнее время доводится читать реплик от артистов, что, мол, эту роль я уже сделал, мне не интересно, хочу другого.
А тут выходит артист, много лет танцующий Альберта, и показывает, что можно обожать эту классическую роль и нести свое воодушевление в зал. Потому что партнерша заслужила именно такой - полной - степени самоотдачи.
Гуданов полон сил, в прекрасной форме. Красив, сияет фирменно - словно лунный жемчуг. Изумительно благороден в каждом движении. Не надрывен, но чувствителен. На данный момент мой любимый Альберт.

Внес замечательную лепту в спектакль и Виталий Биктимиров.

Тепла, трогательна и душевна была Евгения Волочкова в роли матери Жизели.

Зато никогда я не видела более ужасающих подруг. Обычно их принято подбирать соответственно внешности главной героини. В этот же раз, должно быть, из-за гастролей под ружье были поставлены девушки совершенно неподходящие. Кроме прелестной Виктории Осиповой-Якушевой, остальные "подруги" больше походили на теток Жизели. Крупные, неизящные, какие-то грубо-суетливые, удивительно непривлекательные в желто-коричневых платьицах, и по виду старше Жизели как минимум лет на десять. Ну и ладно! Тетки так тетки! При достойных главных героях можно вытерпеть.

Терпеть пришлось пришлось и пугающее Крестьянское па-де-де, где Андрей Болотин так и норовил куда-нибудь завалиться. Постоянно вижу его в этой партии и последние несколько лет не попадала ни на одно достойное выступление. Каждый раз беда с вращениями, приземлениями, удержанием баланса. В общем - катастрофа. Ну сколько можно? Я это па-де-де обожаю, но каждый раз с Болотиным сижу и думаю лишь о том, как бы все не закончилось падением. Естественно - никакого удовольствия.

Анне Тихомировой явно надо давать другого партнера. А лучше и другую партию. Потому что у девушки уже бесчувственная улыбка к лицу приклеилась намертво и потихоньку начинается гримасничанье - еще бы, несколько минут подряд изображать тотальную радость в ситуации, близкой к аварийной. Пора давать Анне роли, где бы она могла продемонстрировать разнообразие эмоций. Пока не стало слишком поздно.

Анне Леоновой в роли Мирты была заранее не рада, но все оказалось вполне терпимо. Прыжки, правда, местами громкие, руки никакие, образ простой и недвусмысленный - скучно-приземленная, негибкая в эмоциях, конкретная в намерениях загробная Начальница. В общем, лучшее, что в ней было - полная безликость. Внимание не отвлекала.

Дебют Марии Прорвич Второй виллисой понравился больше, чем дебют Ксении Керн Первой. Ксения, на мой взгляд, путает лиричность с анемичностью. Мария очень неплохо поработала над руками и над образом в целом. Но в общем обе виллисы картины не испортили.

Ну а теперь самое приятное - про Катю и ее Жизель. Вот уж удивила. Принято считать, что Крысанова отнюдь не лиричка. Люська, Эгина и Флорина тому подтверждение. Но, должно быть, сейчас балерина чувствует себя именно лирической героиней, отсюда горюющая Мари в недавнем "Щелкунчик" и теперь - трактовка образа Жизели.
Катя скруглила все углы. И внешне, в линиях, и внутренне, в поведении героини.

Ее Жизель Жертва. И дитя.
Такой юной Жизели мне еще видеть не доводилось.
На фотографиях Владимировой Екатерины этого не видно, но из зала Катя выглядела лет на 14.
И вела себя не как невеста на выданье, заждавшаяся любви.
Мамина дочка, тишайшая, покорнейшая. Привычно, без внутреннего конфликта подчиняющаяся старшим. Один-единственный раз противоречит маме, когда порывисто снимает подаренные бусы, вешает той на шею, быстро чмокает в щеку и убегает танцевать, чтоб мама не успела остановить.
А как трогательно эта Жизель сидит с мамой на лавочке и то и дело прижимается к маминому плечу и обхватывает материнскую руку. И постоянно увлеченно играет с подаренными бусами, завороженная не мыслимой для нее красотой вещи, видимо, фантазируя на тему сочетания свадебного платья с драгоценным украшением.

Очень четко в этот раз прозвучал эпизод: во время представления Альберта матери двое самых любимых людей держат Жизель за руки и тянут каждый в свою сторону, и девушка выбирает маму. Потому что внутренне все же она еще в большей степени дочка-девочка, а не невеста-возлюбленная.
Ее чувства к Альберту кристально чисты, иначе б не склоняла она к нему голову так блаженно-безгрешно.

Граф же зрелый мужчина, против законов морали и разума действительно влюбившийся в почти-ребенка. Эгоистично пойдя на поводу у своего чувства, он проигнорировал факт двойного мезальянса - несоответствия происхождения и возраста. Вряд ли он это сознает, но ему нравится мягко управлять этим невиннейшим полуребенком, питаться ее свежестью и однозначностью чувств.
Этот граф в полной мере заслуживал встречи с Миртой.

Как требовали расплаты и грехи Ганса. Вот уж кто предстал скопищем пороков: самовлюбленным, гневливым, завистливым, эгоистичным, безжалостным.
И эти двое взрослых мужчин буквально размололи в кровавую пыль маленькое беззащитное создание, за которое бездумно боролись. Как два мощных жернова крошечную пташку.

Произвел впечатление акцент в сцене сумасшествия, перед последним танцем умирания. Жизель обычно, внутренне во что-то вглядываясь, проскальзывает мимо тянущего к ней руки Альберта. Катя же четко симметрично повторила то же с Гансом, подчеркивая остроту этого треугольника.
И то, что эту телесную оболочку уже никому не спасти.

Ну и всю сцену сыграла отлично, натурально, жестоко и тяжело, но без мелодраматических перегибов.
Эту Жизель убило именно больное сердце. Потому что душа, мне кажется, пережила и обман, и предательство. Ее умение любить детское, абсолютное. Никакого анализа, самокопания, вопросов, внятных планов. Просто данность. Удостоены этого счастья двое - мать и Альберт.
Так же как не отреклась бы она от мамы ни за что, так же и другую любовь пришлось бы выколачивать из сердца долго и методично. Возможно, что, останься она в живых, влюбленные помирились бы и, поборов матушкино сопротивление, зажили бы душа в душу, долго, почти полностью счастливо, тихо и неофициально. (А может и нет, Жизель же глядела Батильде в глаза...)

И после смерти Жизель все та же. Только к покорной нежности прибавилось тихая боль одиночества.
Ей тяжело противоречить Мирте, она привыкла подчинятся. Но зов любимого все же сильнее. Ради его жизни, ради возможности ненадолго вернуть блаженство родных объятий она опять выбирает путь жертвы.
Сестринское сообщество виллис было шансом для Жизели не остаться в полной пустоте. В этот раз когда прозвонил утренний колокол, и виллисы стали уплывать, полностью игнорируя Жизель, как-то очень явно прозвучало, что ренегатку бросают на вечные одинокие скитания.

Что до графа, от его доминирования не остается и следа. Жизель для него отныне возведена на пьедестал, и будь его воля, он так и служил бы ей, нося ее на руках.

Но в милости отказано обоим.
Он будет нести свою ношу грехов на земле, истаивая телом и душой.
Она - тихо блуждать в ином мире. И не встретиться им больше никогда.

Судьба бывает по-разному жестока: кому-то суждено бесконечно расплачиваться за роковую встречу, а кто-то так и проживает жизнь, не взглянув в глаза любви.

24.02.12. добавлено видео
Билет в Большой: Дебют Екатерины Крысановой в Жизели
http://www.youtube.com/watch?v=9I8fGW5PauQ&context=C36cfc75ADOEgsToPDskIa1Lsl8zcYx9IdU_9VWHiI

балет, Екатерина Крысанова, театр, Дмитрий Гуданов, ГАБТ, Большой театр, танец

Previous post Next post
Up