Мысли и Иллюзии

Feb 19, 2012 01:10


"Утраченные илюзии"
17.02.12. Вишнева-Меркурьев

Утраченные иллюзии я посмотрела третий раз. Два недописанных текста уже валяются в недрах домашнего компьютера. Мыслей и впечатлений от спектакля полно, а с высказыванием их почему-то сплошь проблемы.
И сейчас получилось малосвязно, но лучше так, чем очередной забытый черновик.

Я против поиска Бальзака в спектакле УИ Ратманского-Десятникова. Т.е. я всегда считаю, что право каждого зрителя смотреть спектакль так, как ему понятнее и удобнее, но в данном случае я просто не представляю, как можно воспринимать этот спектакль "в лоб" и получить удовольствие.
Я Бальзака читала очень давно, не полюбила ничуть, помню плохо и несказанно этому рада. Перечитывать благоразумно не стала, чтобы освежение подробностей не потянуло на дно мою фантазию зрительницы.

Вроде бы история в спектакле проста, чтоб не сказать простодушна, и наглядна, и до отвращения полна нравоучительности. О пороках, уводящих от истинных ценностей, и расплате за грехи.
И если б авторы спектакля действительно обратились в веру реализма, то и музыка должна была быть другая - дансантный аккомпанимент, и уж тем более режиссура с хореографией - внятные, четко проговоренные от и до, разумно выверенные. У меня же осталось ощущение, что авторы просто не в состоянии были себя сломать и всерьез сочинить гимн резонерству.
Отсюда скомканность и постоянная злая и тоскливая интонация: "Да-да, всё знаем, давление капитала над личностью, человек слаб, искушения вечны и т.д. и т.п...бла-бла-бла... И уж сколько мы об этом в книжках читали, и церковь нам твердила, и наука по полочкам раскладывала, - и никакое просвещение ни черта ни помогло человеку стать выше морально. И какой в толк в спектакле в очередной раз обличать нравы?.."
Я, разумеется, не поручусь, что Ратманский с Десятниковым думали именно так, когда сочиняли УИ :), но ИМХО, у них и в помине не было желания изложить историю Бальзака линейно.
Поэтому есть верхний слой повествования, глянцево-умилительно-историчный.
И второй слой - атмосфера - принадлежащая не нравоучительному роману, а рожденная самими авторами, людьми нашего времени. Судорожность и обрывочность в выражениях мыслей, тоска, усталость, постоянная тревога и, по-честному, покорная безнадежность.

Или возможен вариант: вся история - воспоминания и мысли Люсьена. Воспоминания о своем падении и о том, как он осознал свое неумение быть счастливым.
Вспомните, сколько в спектакле странностей и сюра. Адов Бал, когда хищные дамы кружат вокруг Люсьена, загоняя, как дичь, а враждебные кавалеры его толкают и пинают. Невыносимое унижение, когда Камюзо хватает его за нос. Нервирующие разборки Арлекина с Коломбиной, хаос, мельтешня, мелькание денег, мотание юбок... Какой тут реализм? Сплошь фантазии и страхи.
А есть еще припляс сильфид в конце - насмешка мозга.
И холодные угрюмые облака под тревожную музыку, возникающие даже тогда, когда герой казалось бы блаженствует.
Вообще музыка спектакля словно бы без начала и конца, одно в другое перетекает, как струящиеся воспоминания. Потом рывок, скачок (мы ведь не додумываем мысли до конца, просто перескакиваем с одной на другую) - и музыка сменила ход, и герой мысленно останавливается на чем-то другом, и настроение у него иное, и ритм раздумий.
Потом - опять просыпается навязчивая тревога ... и бегут облака...
И хотя хореография - самая невнятная часть этого спектакля, но и она работает на общее настроение. Ее невротичность, недосказанность, уязвимость тоже включается в создание трагично-болезненной атмосферы спектакля.

Вот такие ощущения от Иллюзий.

О Диане, Андрее, об остальных артистах, о разных трактовках ролей, ну и чуть-чуть о хореграфии - постараюсь потом.

21.02.12. "Потом" не получилось, поэтому кое-что просто дописала в комментариях.

Андрей Меркурьев, балет, Алексей Ратманский, театр, ГАБТ, Большой театр, Леонид Десятников, музыка, Диана Вишнева, танец

Previous post Next post
Up