Frédéric Chauviré, « Histoire de la Cavalerie », стр. 111-112

Nov 24, 2023 21:17

Маленький кусочек из «Истории кавалерии» Фредерика Шовире, посвященный кавалерийской тактике времен Религиозных Войн во Франции. Я как-то надиктовал этот коротенький перевод несколько месяцев тому назад, когда разного рода самоуверенные блогеры, копируя друг у друга, вдруг бросились что-то на эту тему массово сообщать. Никоим образом не претендуя на то, что данный автор отлил в граните Скрижали всемирно-исторического значения, в то же время считаю, что точка зрения человека, написавшего диссертацию по теме, является небезынтересной. Тем более, на тему Религиозных Войн, про которые кроме любимых в народе романов Дюма, как мне кажется, мало что существует на русском. А тема интересная. Итак:


Мы могли увидеть в предыдущей главе, что действительно существуют настоящие и очень заметные черты разрыва между первой и второй половинами XVI века в том, что касается формы кавалерийского удара, а также его составных частей. В конце Религиозных Войн копье уступает место пистолету, скорость кавалерийского удара постепенно эволюционирует в сторону рыси, да и сам удар больше не является постоянно преследуемой целью. Построение в эскадроны, сначала очень массивные рейтарские, затем уменьшенные Генрихом IV, постепенно становится нормой.

Одновременно с этим необходимо заметить, что условия ввода в бой кавалерии в общем-то остаются мало изменившимися по сравнению с теми, которые наблюдались в первой половине века. Кавалерийские части всё также довольно часто стоят чередующимися с [пехотными] батальонами, их сбор в первую линию, наблюдавшийся в битве при Дрё/Dreux, представляет собой достаточно обособленной случай. Удары редко начинаются одновременно, эскадроны и линии атакующих, как правило, вводятся в бой последовательно и индивидуально или же небольшими группами. В целом они не подчиняются какому-то общему плану, а являются ответом на случайности или инициативу противника. Не наблюдается больших тактических маневров, целью которых, например, является массированно ошеломить противника или ударить во фланг вражескому построению.

Комбинации [действий] различных видов кавалерии в реальности остаются достаточно ограниченными. Наиболее часто речь идет о том, чтобы предварить удар тяжелых всадников ударом карабинеров или аргулетов, или же совместить удар легкой конницы или жандармов с ударом рейтар, с тем риском, который вносят методы боя последних. Фактически, если объединение усилий рейтар и жандармов приносит свои плоды против швейцарской пехоты при Дрё/Dreux, при Иври/Ivry оно очень сильно мешает герцогу Маеннскому. И наконец, перед кавалерией постоянно встают проблемы сбора кавалеристов в ходе боя и преследования после ударов. Это как раз те наиболее чувствительные точки, которые показывают истинный предел использования этого рода войск в бою. Требуется вся ловкость Генриха IV, чтобы избежать при Иври/Ivry ошибок Дрё/Dreux или Кутра/Coutras.

В то же время интересно наблюдать, как распространение огнестрельного оружия не приводит к закату тяжелой кавалерии на поле боя. Никоим образом нельзя забывать о том, что пехота безусловно стала играть значительную роль, что она заметно усилила свою огневую мощь и то, что наиболее опытные пехотинцы без сомнения способны отразить кавалерийские удары. Однако она редко решает исход боя. Согласно повторяющейся схеме боевых действий XVI века ключевым элементом победы остается кавалерийский бой. В ходе Религиозных Войн пехотинцы порой даже исполняют роль простых наблюдателей. Пехота Лиги ничего не может сделать при Иври/Ivry, и батальоны протестантов ненамного лучше выступают при Дрё/Dreux.



Франция, Религиозные Войны, История

Previous post Next post
Up