Соматогравитационное

Oct 03, 2016 11:09

Уход на второй круг проходил в инструментальных метеоусловиях (вне видимости горизонта и/или наземных ориентиров), то есть при появлении положительного продольного ускорения (при росте скорости) и отсутствии контроля параметров полета по приборам у членов экипажа могла возникнуть «иллюзия кабрирования». Следствием возникновения «иллюзии кабрирования» может быть инстинктивное отклонение пилотом руля высоты «от себя» (вплоть до столкновения с землей) по мере роста приборной скорости для уменьшения «ощущаемого» угла тангажа.
Из приведенных графиков видно, что после увеличения режима работы двигателей и появления продольного ускорения реальный и «ощущаемый» углы тангажа (угол GIF) начинают существенно отличаться, при этом «ощущаемый» угол тангажа на кабрирование составляет величину более 10 (угол, который согласно РЛЭ необходимо выдерживать на начальном этапе ухода на второй круг), что может спровоцировать отклонение колонки штурвала на пикирование.
http://mak.ru/russian/investigations/2013/report_up-cj006.pdf

During the go-around at approximately 1,000 feet, the aircraft entered a rapid descent, 15-degrees nose down. http://aviation-safety.net/get.php?http://asndata.aviation-safety.net/reports/2000/20000823-0_A320_A4O-EK.pdf
Airbus A320-212
Gulf Air
A4O-EK

The American National Transportation Safety Board (NTSB) and the French Bureau d'Enquêtes et d'Analyses pour la Sécurité de l'Aviation Civile (BEA) investigated and concluded that the pilot suffered spatial disorientation, and the copilot was unwilling to challenge his more experienced superior.
Flash Airlines flight 604, Boeing 737-300, SU-ZCF January 3, 2004, Red Sea near Sharm El-Sheikh, Egypt.

Непосредственной причиной авиационного происшествия явилась потеря пространственной ориентировки экипажем, в первую очередь КВС, осуществлявшим активное пилотирование самолета на заключительном этапе полета, что привело к перевороту самолета через левое крыло, его вводу в интенсивное снижение и столкновению с землей. Потеря пространственной ориентировки произошла при полете ночью, в облаках, с отключенными автопилотом и автоматом тяги.
13.09.2008 B-737-505 VP-BKO, АФЛ 821

Итд, итп, ...

* Once the PF has acquired appropriate visual references, the PNF must maintain instrument references and be ready to announce the appropriate callouts if one flight parameter deviates from the normal and safe value. 
If a go-around is initiated, an immediate transition back to instrument flying must take place. 

Instrument flying prevents illusions, which can lead to crew corrections that cause the aircraft to deviate from vertical or horizontal flight paths.
These illusions originate in:
A sudden linear acceleration: Illusion that the aircraft is pitching too much up and can lead the pilot to pitch down (Somatogravic illusion).
http://www.airbus.com/fileadmin/media_gallery/files/safety_library_items/AirbusSafetyLib_-FLT_OPS-DESC-SEQ01.pdf
Previous post Next post
Up