Что характеризует нашу креативную (чтоб не говорить "либеральную") журналистику, так это фраза "доходит как до утки - на пятые сутки". Скажем, на Ленте, - опять! - висит в шапке сайта текст некой девушки, переживающей впервые феномен существования "носков с сандалиями". Над этим преступлением против вкуса сперва смеялись в западном интернете. Потом в нашем. Потом над носками в сандалиях посмеялись школьники. Потом газеты. Потом сам Тёма издал указ, где говорится, что носки с сандалиями носить уже можно. Наконец, дошло до колумнистки новостного сайта, который читают тыщи человек в час.
Опять же, девушка подозревала, что раз сайт новостной, то и темы в нем должны быть политические либо "абщественные" (характерное для тоталитарного общества заблуждения), хоть бы и было заявлено, что речь идет о вкусах в одежде. Абщественную тему советский зверек знает хорошо: опять вонючие русские, ну эти, 140 миллионов, ходют и ходют, ходют и ходют, гниды, епт. Фильм "За Маркса!" не смотрели, а туда же.
В частности, в существовании носков+сандалиев литератор видит "уникальный собирательный образ русского мужика, который харкает себе под ноги, разгадывает кроссворды, покупает домой хлеб и кильку и любит поговорить за жизнь со своими приятелями или незнакомыми людьми в троллейбусе".
Тут ведь опять как: вполне характерна русофобия была для девяностых годов (жлобство в стиле "у них в Америках каждый кусочек сыра в полиэтилене продают"+поражение псевдопатриотического крыла коммунистической партии во главе с чеченцем Хасбулатовым). Что-то прослеживалось в расцвете путинской стабильности (чеченизация, работа машины правды в интернете с "превед медвед" и "сраная рашка"). Но вот в 2013 году, после протестов, когда попытки националистов писать сложносочиненные предложения без ошибок удаются все лучше, а попытки представить антифашистское движение оппозиционным - хуже, когда даже культурные люди перестали смотреть на кавказцев как на разумных существ, а шендеровичи из культурных людей выбыли, когда фраза Путина про "российский многонациональный народ" со дня на день начнет разряжать ружье - вот тогда Лента решилась заявить, что ее не устраивает в русском быдле.
Впрочем, прежде чем разобраться, что ее не устраивает, остановимся на том, как не устраивает. Эти сентенции насчет того, как приличным людям следует одеваться, вовсе не креативного и не европейского происхождения. Вернее, все-таки европейского, но через третьи руки. Так, значительную часть "правил" ношения/неношения шмоток я услышал от своего отца, советского инженера. Это он знает, на сколько должны выглядывать манжеты рубашки из-под рукавов пиджака, и каких цветов избегать, и как три часа выбирать ботинки. Моя манера ходить в пляжных шортах по летнему городу приводит его в ужас - и, разумеется, этот же грех отметила наша колумнистка, сразу после ношения туфель со спортивными штанами. Есть некоторая разница в подходах - мой отец приличный человек, поэтому вовсе не относит все эти преступления к имманентным свойствам русского народа, объясняя их просто "идиотством". Ну вот в таком он мире жил, где понятие этикета в одежде как знака принадлежности к определенному кругу было, а, например, понятия стоматологии или о ежедневном душе как класса не существовало.
С другой стороны, всякий, кто ездил за границу без очков неофита, знает, что европейцы и в приличные и в неприличные места ходят в джинсах, мятых майках, щетине и стоптанных мокасинах. Порой, разумеется, в носках с сандлалиями. Впрочем, даже если б наша колумнистка увидела таковое чудо где-нибудь в Риме, и даже поверила глазам своим, это бы не извинило рюсски мужик. Потому что под свои взгляды она, конечно, сочинила логическое обоснование.
"Но прежде всего - это (носки с сандалиями) возможность заявить обществу о своих взглядах и сообщить о принадлежности к классу людей, которым удобно, а остальные пусть идут лесом. Носки и сандалии как зеркало души, как признак внутренней свободы, как национальная идея, как памятник бессмысленному и безумному характеру мужика, вытирающему руки о свой выходной спортивный костюм, в котором он послезавтра поедет в Анапу"
Вот так вот, дай русскому внутреннюю свободу и национальную идею, так неужели "Братья Карамазовы" получатся? Нет, конечно, только носки в Анапе. Интересно, что этот антидемократический, антигражданственный, зашоренный и совковый до мозга костей текст наложился у меня на состоявшийся чуть ранее диалог со знакомой в соцсетях.
Здесь вот это, оно самое. Ненавидеть вслух советский народ в гетто для туристов в Восточной Европе - апофеоз жизненных оправлений советского человека. Зачитывать речевку на День Великого Сталина, и тут же плевать в остальных, празднующих этот день. Еще бы, ведь победа в мировой войне - она была для меня и таких как я. Чтобы мне летать в Прагу. России провалиться, а мне чай пить. И падение советской диктатуры, демократизация жизни - она была для моей внутренней свободы, а вовсе не для тех, кто носки с сандалиями - боженька, отправь их в ГУЛАГ обратно.
К слову, как раз от этого проявления подлости, а не от чего-то другого, отучают европейцев, которых бьют линейкой по рукам за "нетолерантность". Широта взглядов, недоступная наряженному в отглаженный смокинг лакею у дверей, кривящему нос при виде катящего мимо тележку мусорщика-пакистанца.