Путешествие к истокам человеческого неравенства

Aug 09, 2020 21:00




Ну что? Пора возвращаться к неолиту. А то последние посты про каких-то хунну, славян, да греков с персами. Я много раз здесь писал, что неолит был этаким своеобразным трамплином для прогресса человечества. В раннем и среднем каменном веке люди десятками тысяч лет жили примерно одинаково, инновации не вызывали каких-то значимых перемен их социальной структуры. Зато с появлением производящего хозяйства и его форм резко усложняется социальная структура. Для сравнения - человек разумный заселил Европу свыше 40 тысяч лет назад. А как вид появился гораздо раньше и гораздо раньше населил Азию и другие части суши. Большую часть этого времени его образ жизни оставался неизменным, основываясь на охоте и собирательстве. Значимых достижений было не так много - лук, микролиты, усовершенствования рыбной ловли и другие, больше технологические новинки. Затем примерно 10-11 тысяч лет назад происходит неолитическая революция - одомашнены животные, появилось земледелие. Всего лишь 7-8 тысяч лет отделяло первых земледельцев и скотоводов от пирамид и шумерских городов, письменности и других достижений. А в европейском масштабе всего лишь чуть больше двух тысяч лет до минойских дворцов. Человечество начинает существенно меняться, сначала неспешно, а потом в саморазгоняющемся темпе, который привел к появлению неравенства, усложненной иерархии, крупным поселениям, а оттуда к городам и первым цивилизациям со всеми их плюсами и минусами. Вот об этом неравенстве и поговорим.
Традиционно считается, что статус погребенного отражает погребальный инвентарь. Чем больше вещей в могиле, чем они реже, красивее, чем крупнее или сложнее сама могила - тем значительней человек. С наступлением неолита погребальная обрядность становится более сложной, тут и там археологи трактуют богатый погребальный инвентарь как следствие появления неравенства одних перед другими. Впрочем, такой подход закономерно критикуется. Покойников и их могилы могли украшать в ритуальных целях или соответственно вкусам усопшего. В общем, по этому поводу уже немало копий сломано археологами. Думаю, что обе эти точки зрения имеют право на существования, поэтому равнять все под одну гребенку не стоит. А лучше перепроверять различными методиками. Один из методов, который помогает разрешению этой проблемы - это изотопный анализ. Действительно, ведь можно исследовать покойных с богатым инвентарем и с бедным, выявить различия и понять - кто же из них жил лучше, а кто хуже? Именно так сделали авторы свежей  статьи  из Antiquity под названием «All things bright: copper grave goods and diet at the Neolithic site of Osłonki, Poland».




Подобные исследования проводились и раньше. Например, на средневековом материале они часто показывают богатую белком пищу у обладателей престижных или воинских погребений. Для неолита же исследований, касающихся диеты меньше. И результаты их не всегда одинаковы - в одних случаях не выявляется значимой разницы, а в других она на поверхности. Впрочем, стоит оговориться, что статус не обязательно мог нести значимые диетические различия. Или наоборот - диета могла отражать лишь занятость населения в разных сферах - пастушеской и земледельческой. Это было бы справедливо скорее для унитарных погребений. Авторы статьи решили исследовать образцы из местечка Ослонки в Польше, где расположен памятник бжесть-куявской группы - локального варианта культуры Лендьель.



Люди этой группы основывали поселения, которые сопровождал меньшими поселками-сателлитами. На центральных поселениях были сосредоточены различные производства, жило больше народа, которые хоронили своих мертвецов недалеко от жилищ, сопровождая их различным инвентарем. Люди из поселков-саттелитов обычно хоронились без инвентаря. Ослонки 1 - это типичное центральное поселение с тридцатью длинными домами, палисадом и рвом. При нем также расположен могильник, где исследовано 80 могил, содержащих 92 скелета.
Радиоуглеродный анализ позволил установить, что Ослонки 1 существовало порядка полутысячелетия с 4600 г. до н.э до 4100 г. до н.э. Погребальные традиции бжесть-куявской группы, да и вообще культуры Лендьел были довольно структурированы, с различными типами погребальных поз, инвентаря и прочего. В могилу клали посуду, различные орудия, а также украшения, в том числе медные - самые старые металлические украшения в Северной Европе (Ослонки в двухста километрах от Балтийского побережья). Экономика этого поселения была типична для неолитических фермеров - земледелие и немного скотоводства. Охота и рыбалка тоже присутствовали, но не были значимы.



Из 92 погребенных 22 (примерно 24%) были похоронены с разными медными изделиями - от фрагмента до искусной диадемы. Медные артефакты сопровождали и взрослых, и детей, и мужчин, и женщин. На карте поселения сверху учтенные погребения даны в черных квадратах. Красные овалы в них - погребения с медью.  Авторы подвергли изотопному анализу 30 скелетов. 22 были похоронены с медными предметами. Погребения с металлом в принципе содержали больше инвентаря, чем могилы без меди. Эта разница оказалась статистически значимой. Более ранние исследования указывали, что скелетные останки людей, погребенных в микрорайоне Ослонки, содержали высокий уровень стронция/кальция и стронция/цинка, что указывает на типично вегетарианское питание. Пища, содержащая животные протеины и молоко, была мало представлена в диете населения. Следовательно, одомашненные животные не являлись основным источником пищи. Тем не менее, доля животного протеина в диете взрослых значительно превышала показатели для детей. Свежий дифференцированный изотопный анализ в текущей работе показал существовавшие диетические различия между людьми, похороненными с медными предметами и без них. Проще говоря, эти люди питались по разному. При этом различия не были направлены на существенное увеличение белковой пищи. Тут разница оказалась иной.

Были также исследованы останки животных с поселения. Они также дали разные результаты. Часть скота выпасалась на бедных пастбищах, с худшей растительностью, существовал дифференциальный выпас. Люди с медью ели тот скот, который пасся на лучших лугах, где растения вырастали в более благоприятных условиях. Таким образом, предметы, которые сопровождали этих людей в могиле, действительно оказались маркерами неравенства. По одной из версий,высказанной авторами статьи, люди с медью были потомками первопоселенцев и имели привилегированное положение. Такие ситуации фиксировались этнографически. А не так давно я писал о другом изотопном исследовании, где выяснилось, что люди с топорами-теслами из погребений другой неолитической культуры - линейно-ленточной керамики тоже отличались от своих сородичей. Они в течение многих поколений наследовали свой статус, оставаясь на том месте, где родились, тогда как другие фермеры могли приходить издалека. По моему, здесь не обязательно должен быть фактор первопоселенца. Могли быть и другие причины возвышения отдельных патриархальных родов. Ну, да ладно.



В позднем периоде существования поселения отмечены случаи межличностного насилия, после чего ров и полисад сузились. Сети обмена медными изделиями в ту пору нарушились и наступил коллапс, который привел к забрасыванию поселению. Ослонки запустели до того, как на место БКГ пришли новые поселенцы - люди культуры воронковидных кубков. Возможно, на позднем этапе были какие-то межклановые столкновения или этакие лихие четырехтысячные с переделом родовой собственности. Это справедливо не только для Ослонок - в других статьях, которые я читал, также отмечено, что на позднем этапе бжесць-куявской группы погребения становятся безынвентарными, присутствуют следы пожаров, катастроф. Погребальный инвентарь, в целом, становится более однообразным, менее богатым. Общество возвращается к эгалитарным порядкам. В этой и близкой к ней группах того времени не видны следы «революции вторичных продуктов», о которой я как-то писал. А медные изделия использовались лишь как украшения и инсигнии власти. Лишившись по тем или иным причинам доступа к меди или дальней торговле вообще, эти общества столкнулись с кризисом, после которого уже не смогли подняться. На смену им пришли другие культуры и новые технологии.

All things bright: copper grave goods and diet at the Neolithic site of Osłonki, Poland
https://www.cambridge.org/core/journals/antiquity/article/all-things-bright-copper-grave-goods-and-diet-at-the-neolithic-site-of-oslonki-poland/5ED7D3CB8264BE2B518AB6AB7DE8DF44

доисторическая кухня, археология, Польша, неолит, неолитизаторы, доистория

Previous post Next post
Up