Зерно, дичь и скот. Или о трех этапах неолитического жизнеобеспечения

Jul 13, 2020 21:22




Оформились кое-какие мысли в свете прочитанного в последнее время.  Теоретического, так скажем, характера.  Становление производящего хозяйства в Европе не было одномоментным процессом, это понятно.  Представлять его как какой-то вал, катящийся из Анатолии  тоже так себе. Пожалуй, тут было несколько этапов не только освоения территории, но и развития комплексного хозяйства, когда все более или менее устаканилось только к эпохе бронзы. На первом этапе земледельцы, попавшие в Центральную Европу, расселялись довольно компактно, этакими гнездами поселений, предпочитая лессовые почвы и не углублясь далеко.  Хотя он принесли с собой не только земледелие, но и животноводство, знали охоту и рыбалку, их основной рацион составляли продукты фермерства. Неолитизация была очень точечной, очень локальной, хотя поселения земледельцев расположились на огромных территориях. Картографические масштабы не должно вводить в заблуждение.

Например, в одной из статей по польскому неолиту указывалось, что фермеры занимали лишь 30% территории. Следовательно, остальные 70%  занимали охотники? Это выглядит примерно так, как на этой карте.




Эти самые гнезда (зеленые) расположены довольно локально, широким коридором, занимая не такую уж и большую территорию.  И окружены огромными территориями, занятыми охотниками-собирателями. Однако, я уже писал, что вот эта цельная штриховка очень далеко уводит от понимания реальной картины.  На самом деле,  ситуация выглядела  вот так:



Как видим, территория в целом малозаселенная. Редкие поселения охотников расположены иногда группами, иногда довольно далеко друг от друга, но не идут в сравнение с территорией фермеров.  Это, впрочем, не мешало им контактировать весьма тесно. Ситуация резко меняется с появлением культуры воронковидных кубков. Не буду сейчас вдаваться в особенности ее возникновения. Они довольно интересные, приберегу для отдельного поста. Карты тоже планировал дать к нему, но они очень наглядны и будут полезны здесь.

Если вкратце, культура воронковидных кубков (КВК) распространяется на огромные расстояния, поглощая и местных охотников, и гнезда поселений земледельцев.   Причина проста - она предлагала новую страгетию выживания. Очень гибкую, включавшую комплексное хозяйство с опорой на местные условия.  И вот она как раз почти сплошной штриховкой распространяется на значительных территориях, занимает все природные ниши. Количество поселений возрастает на некоторых территориях в двадцать раз. Этот процесс польские археологи называют вторым этапом неолитизации.

Материальный комплекс КВК, по всей видимости, возник в среде охотников-собирателей, активно взаимодействовавших с земледельцами. В конечном итоге, были восприняты неолитические достижения, сделан упор на сельское хозяйство, но не забыты и мезолитические стратегии выживания, сформирована глобальная сеть, планомерно использовавшая доступные ресурсы. Похоже, что подобные изменения происходили и в Западной Европе, но для этого хорошо бы подробнее изучить литературу по региону. Пока ясно, что особые взаимоотношения фермеров и охотников были и там, и это факт.

Позднее в Центральной Европе происходят и другие значительные изменения. Они связаны с т.н. баденизацией. В узком смысле - это процесс влияния культуры Баден. Однако, в конечном итоге он знаменовал собой изменения не только в материальной культуре, но и в экономике и социальной сфере. И в этом, более широком смысле он прослеживается и на востоке земледельческого ареала. Говоря о "баденизации" одной из посттрипольских групп, археолог Демченко характеризует его так:

".. В своей основе он являлся процессом накопления знаний и формирования стратегии выживания в новых экономических условиях, связанных с установлением кочевого образа жизни. Для успешного существования на новом пути необходимо было перестроить ряд основополагающих составляющих культуры. Появление отдельной группы людей, занятых в пастушеской сфере, четко организованных, вооруженных идеологией и определенными знаниями, технически оснащенной благодаря наличию мастеров, с глубокими культурными корнями, обогащенными контактами с Западом [КВК, Баден (Videiko 2008, 290)] и Востоком [культурные формирования степи, МНО (Rassamakin 2002, 57)], знаменует новый этап развития в хозяйстве бывших земледельцев лесостепного ареала”

В конечном счете это связано не только с влиянием групп востока и запада друг на друга, но и с революцией вторичных продуктов, когда резко повысилась роль даров животноводства - шерсти, тягловой силы, молока  и т.д. Появляются первые дороги (сухопутные пути), появляются свидетельства использования тягловой силы животных (повозки), налаживаются торговые маршруты между скотоводческими группами и земледельческими, которые не будут забыты и позднее. Резко увеличивается роль скота в неолитических культурах Европы - позднем КВК, КША и других. В Восточной Европе целые группы населения выходят в степь (например, Усатово). На мой взгляд, это был важный фактор для сложения культуры шнуровой керамики и индоевропеизации Европы. И вот тут возникает главная мысль - не было ли это третьим этапом становления происходящего хозяйства? Ну а что? Сначала фермеры приносят земледелие, затем их хозяйство становится более гибким, приспосабливаясь к условиям, а потом еще и пастушество расцветает.  И как венец - огромные массы коров  (у земледельческого населения), погубившие датские леса в бронзовом веке.

Не следует думать, что в то далекое время культуры сменяли друг друга из-за прихоти. За появлением одних и крушением других стояли глубокие коренные изменения - социальные, экономические, мировоззренческие, климатические. Или более конкретные вещи - соль, металлы и другие ресурсы

культура воронковидных кубков, охотники и земледельцы, баденская, мезолит, археология, неолит, неолитизаторы

Previous post Next post
Up