Просо в жизни и смерти кочевников

Aug 07, 2020 21:11


Ну раз уж речь в недавнем посте заходила про хунну, то неплохо было бы снова завести о них речь. Попалась какое-то время назад одна статья, показалась интересной, хотя все эти хунну  - далеко не из моей непосредственной сферы интересов. Итак,  в Монголии был обнаружен курганный могильник Ноин-Ула. В курганах, как и положено, лежали погребенные-хунну. При этом в каждом из четырех курганов кочевников была обнаружена россыпь проса.  Находка уникальная не только потому, что хунну кочевники, но и потому, что растительные остатки очень редко сохраняются. Этой возможностью воспользовались исследователи и изучили просо из хуннских погребений в Ноин-Уле.



Слой семян в погребениях располагался по разному. Где-то зерно было рассыпано на ковре, где-то на полу, где-то на дне гроба.  В отдельных случаях просо было помещено в небольшие мешочки, расставленные по стенкам погребальной камеры.  Определить, что это именно просо удалось не сразу - для этого привлекли гербарные фонды Всероссийского института растениеводства.

Как же оно оказалось у хунну? Авторы указывают:


"Известно, что зерно было важной частью подарков, которыми ханьский Китай «покупал» у хунну спокойствие своих границ. Из всех зерновых культур, выращиваемых в Китае, к хунну поступало в основном просо. В числе поставок хунну зерновых упоминается еще и рис, но в этот период он даже у самих китайцев считался дорогим угощением. Дело в том, что в то время рис культивировался, главным образом, южнее Среднекитайской равнины, а для более северных районов был не характерен, хотя небольшие посевы риса существовали и на этих территориях.  Ханьские дары зерном были не велики (около 100 тыс. л ежегодно) и, скорее всего, оседали в основном в ставке шаньюя, верховного правителя хунну (Крадин, 2002)....

... Но зерно, которое было обнаружено в трех элитных ноин-улинских курганах, вряд ли имело отношение к императорским поставкам: оно было грубо очищено, либо не очищено вовсе. Приношения же император­ского двора, как известно, делались хорошо очищенным зерном высокого качества, что оговаривалось особо".



Предложено несколько вариантов происхождения этого зерна:

"Так, выдающийся российский археолог и историк А.П. Окладников считал, что «земледелие в Монголии вплоть до недавнего прошлого существовало только в районах, находившихся под прямым влиянием китайцев. В других же местах, где господствовала исконно монгольская скотоводческая культура и незыблемо сохранялись древние традиции, земледелие было настолько чуждо монголам, что вскапывать землю вообще считалось опасным… потребности в растительной пище удовлетворялись собирательством» (Окладников, 1962, с. 424-425). Другим источником растительной пищи «у кочевников-гуннов» стали, по мнению ученого, опирающегося на археологический материал и письменные данные, «земледельческие колонии, в том числе из пленных китайцев» (Там же, с. 431).

С академиком Окладниковым согласен и известный американский исследователь Центральной Азии Т. Барфилд: «Зерно отчасти могло выращиваться в степи. Но ранние морозы в Монголии делали его производство сомнительным.   Культивирование зерна также несовместимо с кочевыми передвижениями, хотя часть населения (или китайские пленники в некоторые периоды), возможно, занималась этой задачей» (Барфилд, 2008, с. 24).
Заниматься земледелием и при благоприятном стечении обстоятельств снабжать зерном местных кочевников могло население городищ, расположенных на хуннской территории, которое составляли военнопленные и перебежчики. Это предположение подтверждается, в частности, исследованиями Иволгинского городища в Забайкалье (Давыдова, 1986). Земледелием занимались и подчиненные хунну племена ухуаньцев, обитавшие на территории Южной Маньчжурии, - известно, что они сеяли просо (Бичурин, 1950). Часть урожая, наряду с кожами и овчинами, могла поступать к хунну в качестве дани. Грубо очищенное просо могло попасть к хунну и другим путем. Например, в истории взаимоотношений империи Хань и хунну были периоды, когда на пограничных заставах открывались рынки, где кочевники путем обмена могли удовлетворять свои потребности, в том числе в зерне. Другой вариант - набеги на приграничные китайские поселения, во время которых хунну захватывали гораздо больше добычи, чем предоставляемые им дары. Набеги, как правило, совершались после проведения сбора урожая: «когда урожай созреет, мы пошлем конницу для сбора урожая!» - грозили хунну (Цянь, 2002, с. 337)".


Впрочем, авторы считают, что просо из Ноин-Улы использовалось не для пищи, а выполняло ритуальную функцию. У ханьцев просо участвовало в разнообразных обрядах, в том числе и ритуальных. Присутствие проса должно было способствовать возрождению человека. Вероятно, эти мифологические мотивы заимствовали и хунну.

Статья об этих курганах называется "И душа возродится, как зерна просо" и опубликована здесь.

Наука из первых рук.25 Мар 2013 , Когда наука опережает фантазию , том 48, №6

https://scfh.ru/papers/i-dusha-vozroditsya-kak-zerna-prosa/

Тем не менее, в пищу просо тоже употребляли. Например, в статье "Еconomic Diversification Supported the Growth of Mongolia’s Nomadic Empires"

https://www.researchgate.net/publication/339653231_Economic_Diversification_Supported_the_Growth_of_Mongolia%27s_Nomadic_Empires

приведены результаты  изотопного исследования 137 жителей Монголии от 4400 г. до н.э. до 14 века нашей эры. Выяснилось, что начиная с 800 г. до н.э. употребление культурных растений увеличивается. Авторы пишут, что почти наверняка это было просо. Интересно, что наибольшая интенсивность употребления проса (от 3 до 26%) была связана с "имперскими" периодами,  связанными с хунну и более поздними монголами.  Причем часть проса вполне могла быть не импортируемой, а родной, монгольской.  Об этом свидетельствуют археологические следы земледелия.

Как бы то ни было, употребление проса некоторыми скотоводами вещь довольно старая и известная за несколько тысяч лет до хунну. Например, прямо здесь, в Черноземье, в среднем бронзовом веке некоторые местные катакомбники употребляли просо. Авторами одного из изотопных  исследований было высказано предположение о существовании евразийского просяного пути, по которому с востока просо шло по степи на запад. Об этом я писал здесь.  Ну, а возвращась к хунну, стоит упомянуть, что их вероятные наследники -  европейские гунны старую добрую традицию не забыли, значительно ее усилив.  По крайней мере, некоторые группы

" Схемы на всех участках указывают на потребление животного белка от среднего до высокого уровня при незначительных доказательствах значительного вклада водных ресурсов. Все популяции в значительной степени зависели от растений С4, скорее всего, от проса."

варвары, доисторическая кухня, гунны, археология, работы и материалы, история

Previous post Next post
Up