Хвалынские могильники. Ч.2

Apr 20, 2023 20:00





Планы могильников Хвалынск I и Хвалынск II

Часть 1 здесь.

Уже говорилось о том, что количество медных изделий на Хвалынских могильниках самое большое среди памятников энеолита степи (373 предмета). В основном, это украшения - различные бусы, кольца, браслеты.  Присутствуют также четыре куска меди, являющиеся, вероятно, своеобразными слитками, что может говорить о местной металлообработке.  Присутствует разница между двумя могильниками. Например,   медные изделия в Хвалынске I - это примерно десятая часть от меди Хвалынска II.  При этом в первом могильнике медные изделия обнаружены у 9% погребенных, а во втором у 30%. В среднем это 14% от всех погребенных в двух могильниках.
Для этих людей характерно наличие от 1 до 4 медных предметов, но выделяется погребение 12, где захоронен мужчина 20-30 лет с 297 медными изделиями, большинство из которых простые медные бусы.  У этого человека 80% меди из двух могильников, но даже если исключить это погребение, разница между Хвалынском II и Хвалынском I все равно будет сохраняться.
Генетические исследования нашли семь его близких родственников-мужчин, составлявших одни из кланов Хвалынска («желтая семья», как обозначили его исследователи).  Вместе с ними не были погребены женщины. Вероятно, эта линия была как-то связана с дальними экспедициями, доставлявшими на Волгу балканскую медь, и мужчина 12 занимал в этом клане центральное положение.
Но по всей видимости, такие экспедиции были не всегда эффективны. Судя по всему, наличие меди на Волге в то время колебалось от изобилия, до отсутствия. Например, на могильнике Хлопков Бугор не обнаружены медные изделия, несмотря на то, что от Хвалынска II его отделяет несколько поколений и кровных родственников.  Вероятно, торговля медью началась внезапно и обильно ок. 4500 г. до н.э., когда начал действовать Хвалынский могильник.
У людей, захороненных с медными изделиями найдены также тонкие трубочки из птичьих костей. Предполагается, что это может быть чем-то вроде свистка, но точная функция до сих пор не ясна.  Этот предмет связан с мужскими могилами, включающими медь. (прим. видел такой предмет, правда обозначенный как «инструмент доения кобылиц»).  Впрочем, есть исключение - это могила 4 из Хвалынска II. В ней похоронен мужчина без медных изделий, но с такой же трубочкой. Генетическое исследование показало, что он был представителем «желтой семьи», причем самым древним.
Хвалынская медь получена из балканских источников. И это вызывает удивление, так как между источником и потребителем 2000 километров.  Часть изделий была привезена уже в готовом виде, часть обработана более грубо - уже на месте.  Еще часть - на Днепровских порогах.
Авторы систематизировали источники о жертвоприношениях животных на хвалынских могильниках и пришли к выводу, что всего принесено в жертву 151 животное. Это млекопитающие, в основном, трех таксонов. Мелкий рогатый скот представлен овцами и козами - 106 штук (70%),  крупный рогатый скот - 29 особей (19%) и лошади, чем статус одомашнивания дискуссионен - 16 штук (11%).
Стоит заметить, что  жертвоприношения не включали явно дикие виды, хотя их кости шли на производство орудий, а сами лоси, кабаны, лошади, бобры и рыба играли важную роль в питании энеолитических поселений региона.
Жертвоприношение   подразумевало захоронение не всего животного, а его части. Например, для лошади это обычно фаланга конечности, а рогатый скот, мелкий или крупный, представлен частями головы или голени.  Положение головы и копыт - довольно устойчивый ритуал, который прослеживается в степях очень долго, почти до современной эпохи.
Около двух третей находок жертвоприношений животных связано с погребениями людей, еще треть захоранивалась отдельно. Как уже было сказано, жертвоприношения обычно включали явно домашних животных, но есть и исключения в виде костей лося. Статус лошади здесь неясен, но может говорить о начале ее одомашнивания. И неслучайно, что лошадь получает более широкое отражение в искусстве и артефактах хвалынцев.  Авторы полагают, что значительные изменения вокруг образа лошади связаны скорее с символическим статусом, чем с изменением зоологического.  В пользу этого говорят и недавние генетические исследования, показавшие, что современная одомашненная лошадь возникла позднее, хотя и примерно в этом же регионе. Таким образом, хвалынское время скорее самое начала экспериментов с одомашниванием, когда лошадь заинтересовала человека как домашнее животное.
Процент людей, погребенных с частями животных одинаков в обоих могильниках - 14%. Это и мужчины, и женщины, и дети.  Самая крупная жертва животных связана с тройной могилой, где погребены двое взрослых мужчин и женщина.  С ними находились первая фаланга лошади и черепа восьми коров. С учетом массы неолитических одомашненных животных, совокупная вес мяса с них оценивается в примерно 1400 кг, что означает, что поминающих на похоронах этих людей были сотни.
С учетом данных этнографии, предполагается, что на хвалынских могильниках проводились ритуальные пиршества, включающие демонстрации элитарного статуса (медь и булавы). Определенную роль здесь должны были играть соревнования, носившие скорее мирный, интегративный характер. Гости могли отведать необычную, сакральную еду из одомашненных животных и лошадей, которая отличалась от обычного рациона из рыбы и диких животных. Если верны интерпретации хвалынской культуры как индоевропейской, то энеолит был временем, когда появилось представление о начале мира и сюжете с принесенной в жертву коровой.
В целом, в хвалынских могильниках можно выделить четыре группы, исходя из погребенного с ними инвентаря. Это
1)люди с медью,
2)люди с жертвоприношениями животных,
3)люди с каменными булавами,
4)люди (большинство) без этих предметов.
С медью погребено 14%, но в то же время и с животными похоронено тоже 14%. Причем эти две группы почти не пересекаются. Авторы считают, что группа с медью была связана с дальними путешествиями, а группа с животными с местными культами. Заманчиво интерпретировать первых как торговцев и воинов, а вторых как шаманов.
По всей видимости, обладатели булав были лидерами, которые объединяли эти две группы под своей условной властью.  Из 201 погребенного, найденного в хвалынских могильниках, булавами обладали лишь трое (I:57, I:108, II:24).
Первый из них, из погребения 57 в Хвалынске I, был взрослым мужчиной, единственным из 158 человек на этом могильнике, захороненным одновременно с медными предметами и жертвоприношением животного.  Второй обладатель булавы - также взрослый мужчина из Хвалынска II, (погребение 24) захороненный с многочисленным инвентарем, включая медные изделия и жертвоприношения.  И он также являлся единственным человеком могильника, обладавшим и медью и частью животного.



Погребение Хвалынск II: 24. Погребенные - брат и сестра

Третий человек, 108 погребение из первого Хвалынского могильника, отклоняется от этой схемы.  В его могиле не было ни меди, ни костей животных, зато он обладал сразу двумя булавами - одной целой и одной сломанной.  В его могиле также находилось трое детей, которых сопровождали и медные предметы, и жертвоприношения животных. Все вместе это дает сочетание взрослого мужчины, меди и животного.
В сожалению, не все кости из этих погребений сохранились. В конечном итоге, можно говорить о генетическом анализе (частичном) только одной из этих могил. Это «вождь» из погребения 24 во втором Хвалынском могильнике. Он был похоронен с тремя детьми. Одна - девочка 8-9 лет, приходившаяся ему сестрой, анализ двух других детей не проводился.  Гаплогруппа мужчины была Q1a1b, сибирская, северная гаплогруппа.  И это контрастирует с большинством других мужчин на могильниках.
Вероятно, обладатели булав обладали высоким статусом, признанным остальными хвалынцами и способствовали интеграции и объединению двух других групп.


Погребение Хвалынск I:57, где похоронен "вождь" с булавой

Каменные булавы не были хвалынским изобретением.  Их находят и в Поднепровье, и на Кавказе. Вопрос их происхождения дискуссионен. Есть мнения, что корни появления этих предметов следует искать на западе, в земледельческих обществах Карпато-Балканского региона, другое мнение предполагает их восточноевропейское степное происхождение.  Вторая версия кажется более аргументированной по мнению авторов статьи про хвалынские могильники.
Если же рассматривать их в региональном масштабе, то хвалынские булавы не самые древние.  Самые древние в Поволжье на могильнике Екатериновский мыс. Про него я как-то упоминал.  Писал я и про довольно замечательное погребение вождя, которого похоронили с одомашненным козлёнком, но при это человек питался рыбой. Кроме того, этого вождя сопровождали конечности других людей, вероятно, военные трофеи, а также целых три булевы, разнообразные по форме и материалу.  Стоит заметить, что меди на Екатериновском мысе нет, как и очень мало жертвоприношений животных. И это при том, что на этом могильнике больше ста погребений.
Булаву на этом могильнике и хвалынских стоит понимать не только как эстетически приятную вещь, но и как оружие, ведь такой предмет не имеет прикладной небоевой функции, в отличие от ножа или топора. Он призван разбивать черепа и крушить кости.  Не обязательно человеческие.  Это могли быть черепа жертвенных млекопитающих или рыб. Крупные волжские сомы достигали 300 кг. Тем не менее, могила человека из Екатериновского мыса содержала конечности других людей, и стоит понимать, что межличностное насилие тоже имело место.



Погребение с булавой в Екатерининском мысе

Но и преувеличивать его роль тоже не стоит. Антропологи не отмечают существенной роли насильственных травм в хвалынских могильниках.  Тем не менее, в них отмечены довольно интересные повреждения черепа, наблюдаемые на хвалынских черепах. Первоначально эти повреждения рассматривали как результат ударов по голове, но трое разных экспертов склонились к точке зрения, что такие раны нельзя получить, ударив человека по голове. По их версии, речь идет о своеобразной операции, вероятно, ритуальной, подразумевающей соскабливание овальной, блюдцеобразной области на черепе, но без сквозного  проникновения к мозгу.  В случае ударного воздействия  наблюдались бы микротрещины или расходящиеся края, но тут такого не отмечено. Схожий ритуал прослежен и на Екатериновском мысе,  а в более экстремальном варианте (с выскабливанием и внутреннего слоя черепа) и на Северном Кавказе. Что примечательно, для Северного Кавказа речь идет о памятниках Прогресс-2 и Константиновский-1 (в западных публикациях Vonuychka-1). С этих памятников получены генетические образцы, близкие хвалынским.  В целом, такие модификации черепа отмечены для 10% энеолитических черепов в степях между Северным Кавказом и Нижним Доном.
Интегративная функция вождей - обладателей булав могла быть мирной реакцией на насильственную интеграцию, которую можно было наблюдать ранее, на могильнике Екатериновский мыс.  Авторы считают, что здесь уместно привести пример создания Лиги ирокезов в историческое время. Лига представляла собой союз племен, которые ранее постоянно находились в состоянии междуусобной войны. Считается, что она начала функционировать для поддержания и облегчения доступа пяти племен  к новым,  желанным европейским товарам. Для энеолита примером такого товара служила бы медь.
Система верований ирокезов иначе интерпретирует создание Лиги. В ее контексте она описана как пробуждение, начатое великим культурным героем, который ввел новые интегративные ритуалы.  Точно также в Хвалынске наблюдается возникновение новых жертвенных ритуалов с участием домашних животных. Участниками таких ритуалов было множество людей.
Стандартная поза погребенного в хвалынских могильниках - на спине с подогнутыми ногами. Она характерная как для мужчин, так и для женщин, и около 55% погребенных на обоих могильниках были захоронены в ней.  Еще 10% были погребены в скорченном положении на боку, еще 10% в полусидячем положении. Остальные представляли собой частично сохранившиеся скелеты, позу которых сложно определить.
В более древнем Нальчикском могильнике (4840-4820 гг. до н.э.) , близость которого отмечают к хвалынским, большинство похоронено в скорченном на боку положении, но есть и отдельные лица, погребенные в стандартной хвалынском позиции.  Когда немного позднее, после 4500 года здесь начинают возводить курганы, людей под ними хоронят в сходной с хвалынской позе, т.е. на спине с подогнутыми ногами.  Именно так погребены люди с Прогресса-2 и Константиновского-Вонючки-1, которые генетически схожи с хвалынцами.  В этом регионе одни из древнейших курганов в степной зоне, задолго до ямников. Другие древнейшие курганы - на другом конце степи, на западе, к северу от дельты Дуная. Вероятно, здесь можно уловить общие черты - пограничная территория с земледельческими культурами.

The Eneolithic cemetery at Khvalynsk on the Volga River

https://www.researchgate.net/publication/359403964_The_Eneolithic_cemetery_at_Khvalynsk_on_the_Volga_River

хвалынская культура, энеолит, археология

Previous post Next post
Up