Что же такое хвалынские энеолитические могильники?

Apr 16, 2023 20:00




Артефакты хвалынской культуры из ГИМа.  Все фото взяты из статьи, ссылка на нее в конце поста

Осенью прошлого года вышла замечательнейшая статья о хвалынских могильниках медного века на Волге. Она в доступной форме кратко повествует об особенностях материальной культуры, хронологии, датировке, антропологии и генетике хвалынское культуры. Делается предположение о ее социальной структуре и многое другое. В общем, статья полна плюсов. Ее основная цель - познакомить западного читателя с информацией об этой культуре. Соответственно, она написана английском. Но мне хочется пересказать ее здесь. Для этого потребуется несколько постов. Итак, начнем.


Генетические исследования последних лет принесли нам множество чудесных фактов. Один из них - факт генетического сдвига, смены генофонда в Европе в третьем тысячелетии до нашей эры. Как правило, в литературе на эту тему его связывают с ямной культурой ранней бронзы. На мой взгляд, аналогия не совсем удачная. Корректней говорить о степном компоненте, а не о конкретно ямном.
Однако хотя подобные исследования выходили в европейских странах, за пределами Восточной Европы нет полного понимания, что же такое степная бронза и степной энеолит восточноевропейских степей. Одна из причин - литература о важнейших памятниках не переведена на европейские языки. Один из таких ключевых памятников - хвалынские могильники.  Первый из них, Хвалынск I, раскапывался в 1977-1979 годах. Уже тогда было отмечено сходство материальной культуры этого могильника и ямных курганов.  Но при этом Хвалынский могильник грунтовой, это не курган.  И сходство не равно тождество, обе культуры разделяет тысяча лет.  С открытием в 120 метрах южнее Хвалынского второго могильника, стало ясно, что это крупнейшее энеолитическое кладбище в Доно-Волго-Уральском регионе (201 погребение), с колоссальным для региона количеством медных изделий (373 предмета), с крупным числом жертвенных  домашних животных (овцы, коровы, лошади).
Хвалынский энеолитический могильник датируется 4500-4300 гг. до н.э.  И он представляет собой удивительное сочетание северных и южных элементов, которое прослеживается во всем - в материальной культуре, в антропологическом разнообразии, в генетике населения, наконец. Люди хвалынской культуры обнаруживают сходство с ямниками, но вместе с тем, обнаруживают и отличия. Это не одно и то же, хотя это и  близкие популяции.  Зато хвалынцы крайне схожи с людьми, которые в ту же эпоху жили в 1000 километрах от них, в Предкавказье. Там обследованы остатки людей с памятников Вонючка-18 (Константиновский) и Прогресс-2.  Это говорит о том, что брачная сеть этой популяции была довольно широкой.
Когда в 1977 году был открыт Хвалынский I могильник, его посчитали хорошим кандидатом для истока ямной культуры. Действительно, сходство весьма заметно. Это и круглодонная керамика с примесью дробленой раковины, это и схожие мотивы орнаментации, это и схожая поза погребенного (скорченно на спине с приподнятыми коленями), использование охры в погребениях. Однако и различия очевидны - при сходстве в орнаментации есть и различия, также отличаются орудия труда и оружие, отсутствуют курганы и т.д.  Предполагалось, что хвалынская культура непосредственно предшествует ямной, но датирование показало, что они отстоят друг от друга почти на 2 000 лет.  Позднее, с тех пор как к исследователям пришло понимание резервуарного эффекта и его влияния на удревнение, возраст хвалынской культуры был уменьшен. Но и в этом случае, разрыв между ней и ямной культурой составляет ок. 1000 лет.  Хвалынские могильники были не современниками ямной культуры, а современниками Среднего Стога в степи и Варны I в Болгарии.
Другие энеолитические могильники этой культуры были гораздо меньше, чем собственно Хвалынск I и II. Например, в Хлопковом бугре всего 24 могилы, при этом один из погребенных - родственник человека из Хвалынска I.  Екатериновский мыс, который на 200 лет старше, содержал около 100 могил, в Нальчикском могильнике 121 погребение.  Крупные размеры Хвалынских могильников были связаны с его особым положением в интеграционной зоне, где встречалось разное население. Хвалынцы показывают свое происхождение от южного населения из регионов Нижнего Дона и Северного Кавказа.  Здесь оно встретилось с людьми лесной зоны, имевшими другие антропологические характеристики, другой генофонд и другую материальную культуры. Хвалынцы сочетают северные и южные признаки.


Важнейшие энеолитические памятники V тысячелетия до н.э. Желтая линия показывает границу степи, черные точки - степные энеолитические памятники, красные - "Старой Европы", оранжевые - кавказских культур. Затемнение показывает территорию с хвалынской керамикой
Домашние животные появились в регионе всего за 100-300 лет до появления Хвалынских могильников. Хвалынск был, видимо, местом, где домашние животные приносились в жертву, погребались мертвые, и в этих ритуалах участвовало местное генетически разнообразное население. Еще одной инновацией было использование медных изделий. Хвалынск был одним из узлов глобальной сети обмена медью, которая называется Балкано-Карпатской металлургической провинцией.  Металл поступал в степи Среднего Поволжья из балканских культур Караново, Гумельница, а также Триполье.
Хвалынский могильник находился у подножия холмов в 3-5 км от Волги.  Западный берег, где находился могильник, полон лесистых оврагов и холмов, тогда как восточный - степной и плоский.  Рыбалка была здесь весьма богатой.  Например, на соседнем энеолитическом поселении Лебяжинка IV обнаружены кости северной щуки, которая в этих местах достигала до 25 килограмм, сома (до 300 кг), судака (до 20 кг). Здесь обитали крупные птицы (орланы, дрофы, журавли, лебеди) и животные (лоси, благородные олени, туры, кабаны, косули, лошади).
Оба могильника (Хвалынский I и Хвалынский II) содержали погребения, где совершались одни и те же погребальные обряды, использовались одни и те же типы керамики, украшений, орудий. Оба сооружены в одну эпоху людьми одной и той же археологической культуры. Но при этом демографические особенности отличались. На первом Хвалынском могильнике женщин и мужчин примерно поровну, а на втором приоритет отдавался мужчинам. Это напоминает ямные погребения, где доминируют мужские могилы.
При этом Хвалынск II более богат медью. Создается впечатление, что там погребали мужчин-воинов или торговцев, имевших доступ к престижным украшениям. Эти люди также были связаны родственными связями.  Впрочем, стоит уточнить, что количество исследованных на Хвалынске I образцов невелико (9 из 158).
Исследование содержит также и довольно подробный раздел про радиоуглеродные датировки погребений.  Много внимания уделено проблематике - как некачественным датировкам, так и влиянию резервуарного эффекта.  В оборот вводятся новые датировки, учитывающие эти проблемы.  Наглядно пример погребений, где произведено датирование по костям человека и животного. Без калибровки и учета резервуарного эффекта они показывали разные даты.  Фаунистические датировки показывают возраст ок. 4450-4335 гг. до н.э.  для Хвалынского I и 4448-4362 гг. до н.э. для Хвалынского II могильников, что по мнению авторов статьи довольно точно отображает реальный возраст.
Интересным дополнением выглядит сравнение радиоуглеродной датировки и генетического родства погребенных, ведь некоторые погребения показали, что захороненные в них люди довольно близкие родственники.  Кроме того, в хвалынских могильниках семейными узами оказывались связаны люди с разной диетой, питавшиеся речными ресурсами из разных рек, что также оказывало влияние на датировки.
Присутствует некоторая связь между доступом к разным речным ресурсам и митохондриальными гаплогруппами U2   и U4.  В то же время, мужские Y-гаплогруппы такой зависимости не демонстрировали.
The Eneolithic cemetery at Khvalynsk on the Volga River

https://www.academia.edu/89341540/The_Eneolithic_cemetery_at_Khvalynsk_on_the_Volga_River

https://www.researchgate.net/publication/359403964_The_Eneolithic_cemetery_at_Khvalynsk_on_the_Volga_River

Продолжение в следующих постах.

хвалынская культура, энеолит, археология

Previous post Next post
Up